Публикации в СМИ о компании «РИКОМ-ТРАСТ»
Инвестиционная компания
«РИКОМ-ТРАСТ»
Позвонить

Публикации в СМИ

07.05.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси

Вам шашечки
Чем обернется внимание регуляторов для рынка такси
Затянувшийся рост цен на такси и многочисленные жалобы пассажиров и перевозчиков вызвали внимание Федеральной антимонопольной службы к «Яндекс.Такси», чье положение на рынке ведомство признало доминирующим. Юристы считают, что активность регулятора не закончится словесными интервенциями: конфликт может привести к тому, что в сегменте такси введут стандарты саморегулирования. Однако на рынке не верят в ослабление положения «Яндекс.Такси» из-за высокого порога входа для новых игроков и призывают ослабить регулирование независимых перевозчиков.
Услуги такси в России продолжают дорожать. По данным «Чек Индекса», в первом квартале 2024 года в Москве средний чек вырос на 6% год к году, до 797 руб., в России — на 8%, до 489 руб. За 2023 год он, по оценкам «Тинькофф Кассы», в России вырос на 17%, до 328 руб., в Москве — на 21%, до 522 руб.

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко говорит о еще большем росте — в среднем на 40%, объясняя динамику удорожанием автомобилей и запчастей, сложностями с обслуживанием, повышением цен на топливо. Руководитель иркутской компании «Шесть двоек» Станислав Татарников отмечает, что в регионе такси за год подорожало на 10–12%, а спрос на заказы сократился. В Воронеже цены за год выросли на 20–30%, сообщил “Ъ” собеседник на местном рынке.

Представитель общественного совета по развитию такси в Уральском ФО Владимир Герасименко оценивает рост среднего тарифа за прошлый год в 18–22%. Директор екатеринбургского таксопарка «MoToR 777» Андрей Токмаков отмечает, что за год оборот увеличился примерно на 20%, а затраты на страховку и обслуживание автомобилей — «в разы». Господин Герасименко поясняет, что даже у самозанятых водителей должно быть ОСАГО для перевозчиков, которое стоит по 70–100 тыс. руб. за полис.

Ситуация привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), до недавнего времени служба мало что могла сделать из-за антикризисных ограничений проверок. Комментируя ослабление запрета в марте, глава службы Максим Шаскольский подчеркнул, что теперь ведомство сможет проверять и «Яндекс.Такси». В ФАС уточнили “Ъ”, что за 2023 год туда поступило более 300 жалоб на сервис. Обращение в ФАС направила, например, депутат Госдумы Екатерина Стенякина, указывая на удорожание поездок в Ростове-на-Дону за год на 43%.

Регионы раздора
Руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус оценивает долю «Яндекс.Такси» в Москве в 96,3%. Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что такую значительную долю сервису удалось занять за счет консолидации других игроков, включая Uber в РФ.

В регионах, уточнил Олег Абелев, ситуация различается и есть субъекты, где «Яндекс.Такси» занимает менее 30%. В Якутии, по словам местного таксиста Арсена Николаева, основная доля рынка у Drivee (прежнее название — inDrive): «Почти никто не пользуется другими приложениями». Сервис Drivee представлен и в других регионах, но, по словам главы Ассоциации работников такси Новосибирска Андрея Артюха, с ним, равно как и с сервисом «Максим», сотрудничают в основном водители, заблокированные в «Яндекс.Такси».

Владелец таксопарка на 90 машин в Краснодаре Александр Шапран в августе 2023 года обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ООО «Яндекс.Такси», требуя восстановления расторгнутого контракта и принятия новых условий оферты, исключающих дискриминацию перевозчиков. Истец жалуется на невыгодные тарифы и практику блокировок водителей без объяснения причин, говорит “Ъ” юрист Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Екатерина Бурнос. По данным ассоциации, «Яндекс.Такси» с 2017 года 95 раз в одностороннем порядке вносил изменения в условия договора с партнерами.

В Краснодарском крае «Яндекс.Такси» выступает единственным крупным игроком на рынке легковых пассажирских перевозок. Похожая ситуация в Ставропольском крае, где «Максим» и местные сервисы «Поехали» и «Пчелка» занимают в целом небольшую долю, говорят работающие в регионе водители. В Воронежской области с «Яндекс.Такси» конкурирует «Такси Тройка». В Иркутске Станислав Татарников называет основным игроком «Шесть двоек» с долей 60%.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова добавляет, что за последние два года число региональных служб заказа такси в России выросло с 430 до 520.

Мутные алгоритмы
Тем не менее доминирующее положение одного агрегатора негативно влияет на развитие рынка, подчеркивает директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин. По его словам, перевозчик, который не может сменить сервис, вынужден соглашаться с условиями, которые его «не вполне устраивают», и работа в такси «становится менее привлекательной». При «более явной конкуренции» таксисты могут выбирать сервисы по размеру комиссии, и сервисы снижают их в борьбе за водителей, считает операционный директор «ГТК-Холдинга» Орц Мадаев.

Директор Союза автомобильных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук уточняет, что не все жалобы водителей на «Яндекс.Такси» из-за размера комиссии правомерны: «Сборы оправданы, поскольку в ситуации "простоя" сервис выплачивает таксистам бонусы».

Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
В ФАС заявили “Ъ”, что выступают за снижение комиссий и иных платежей, взимаемых «Яндекс.Такси» с перевозчиков «с текущих 28% до конкурентного уровня». Компания «не в полном объеме раскрывает и алгоритм ценообразования», отмечают в ФАС. В службе добавили, что уже направили «Яндекс.Такси» письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены. Но это, как и требование по снижению платы с перевозчиков, в полном объеме не исполнено, подчеркнули в ФАС.

В «Яндекс.Такси» заверили “Ъ”, что компания «постоянно ведет диалог с ФАС про ценообразование и условия блокировок в сервисе». С учетом замечаний службы сервис уже внедрил ряд изменений, утверждают там. В частности, агрегатор детализировал оферты: теперь пассажиры и водители получают предупреждения и уведомления об ограничениях со ссылкой на новые общедоступные правила. Также сервис отказался от практики бессрочных блокировок, а долгосрочные предусматривает только за «грубые нарушения».

Управляющий партнер Veta Илья Жарский поясняет, что взаимоотношения агрегаторов с таксопарками и пассажирами регулирует профильный ФЗ-580 об организации перевозок такси.

Но в случае конфликта с ФАС речь идет о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель направления антимонопольного комплаенса Kulik & Partners Law.Economics Елизавета Савина уточняет, что с сентября 2023 года на агрегаторы такси распространяется ст. 10.1 «Закона о защите конкуренции». Но с момента ее вступления в силу действовали мораторий на проверки IT-компаний, снятый только 28 марта 2024 года, и практика применения «в стадии становления», говорит она.

По мнению руководителя антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елены Кузнецовой, ФАС могла получить данные о доле «Яндекс.Такси», анализируя ранее заключаемые сделки. Но, чтобы установить доминирующее положение сервиса в период, когда, предположительно, антимонопольное законодательство нарушалось, должен быть проведен новый анализ, полагает она. Если признаки нарушений будут выявлены, в зависимости от их характера ФАС может вынести предупреждение и возбудить антимонопольное дело, говорит руководитель антимонопольных и регуляторных проектов Vegas Lex Анастасия Каюкова.

Наиболее суровым из возможных мер Илья Жарский называет оборотный штраф до 15% выручки на рынке, где совершено нарушение, в исключительных случаях речь может пойти о приостановке деятельности. В 2023 году выручка «Яндекса» в сегменте «райдтех», куда входит такси, выросла на 36%, до 165,8 млрд руб., сообщала компания.

Анастасия Каюкова считает маловероятным, что ФАС ограничится только словесными интервенциями в адрес «Яндекса». Елизавета Савина уверена, что результатом могут стать меры отраслевого саморегулирования, по аналогии с работой маркетплейсов. Ограничения дадут краткосрочный эффект, но затем приведут к снижению качества услуг, полагают участники рынка. Ирина Зарипова предупреждает, что ценовое регулирование может обострить дефицит перевозчиков.

В то же время Станислав Швагерус подчеркивает, что «в системах общественного транспорта любых государств традиционно не бывает много операторов». По словам Олега Абелева, в любом регионе, где есть «Яндекс.Такси», новым компаниям предстоит долго нести убытки, снижая комиссии. Источник “Ъ” среди альтернативных игроков поясняет, что у «Яндекса» «донором для такси были иные крупные прибыльные направления, а конкуренты на рынке такси работают в основном в одном сегменте, не располагая таким объемом средств».

Коммерсант

Подробнее…

02.05.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев оценил для Коммерсанта результаты работы Райффайзенбанка в I квартале

Рентабельное сокращение

Группа Raiffeisen продолжает зарабатывать в России
Российский бизнес Raiffeisen Bank International (RBI) сохраняет весомую долю в структуре доходов группы, а прибыль от работы в стране растет. Однако кредитный и депозитный портфели, а также объемы валютного бизнеса в РФ группа снижает. Несмотря на давление со стороны западных регуляторов и общественности, в RBI продолжают придерживаться «аккуратного подхода» к сокращению российского бизнеса.

Чистая прибыль Raiffeisen Bank International в России по итогам первого квартала достигла €326 млн, увеличившись на 8,2% год к году, свидетельствует отчетность группы, опубликованная 2 мая. Доля бизнеса в РФ в прибыли всей группы составила 45%. Рентабельность капитала RBI в РФ (ROE) составила 29,1%. Согласно отчетности по МСФО, рентабельность группы Сбербанка за тот же период составила 24,2%, группы ВТБ — 22,1%.

В России у группы остались банк, страховая, управляющая и лизинговая компании, а также спецдепозитарий и IT-компания, их финансовый результат в МСФО консолидирован. Ранее ЦБ опубликовал данные по 102-й форме банковской отчетности по РСБУ, согласно им, чистая прибыль Райффайзенбанка в первом квартале составила 32,5 млрд руб. (рост на 24%).

Рост прибыли RBI проходил на фоне сокращения активов в России на 21,9%, до €21,1 млрд, а портфеля кредитов — на 28,2%, до €5,8 млрд.

Еще быстрее снижались клиентские депозиты — на 30,9%, до €14,4 млрд. Чистый комиссионный доход российской части группы за год сократился на 58%, до €208 млн. Это произошло в основном из-за снижения объемов валютного бизнеса в результате повышения комиссионных за проведение операций.

В частности, в конце января Райффайзенбанк увеличил максимальный размер комиссии за переводы — с $300 или €300 до $1 тыс. или €1 тыс. В конце февраля банк также повысил комиссию за обслуживание счетов, если остаток превышает €5 тыс. (до 1%), в долларах без комиссии можно хранить до $10 тыс. (свыше — действует комиссия 0,5–1%).

326 миллионов евро составила чистая прибыль российского бизнеса Raiffeisen Bank International по итогам первого квартала 2024 года.

В то же время банк существенно сократил расходы на покрытие возможных убытков от обесценения активов. Объем резервирования упал в 12,7 раза, до €22 млн, в прошедшем квартале. Убыток от обесценения активов (на третьей стадии, куда входят просроченные кредиты) по России составил €43 млн.

В событиях после отчетной даты группа отметила уже ставшую известной информацию о том, что в апреле RBI получил запрос от ЕЦБ об ускорении сокращения бизнеса в России, которое проводит с февраля 2022 года.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление CEO RBI Йоханна Штробля, «реализация нового плана сворачивания бизнеса в РФ начнется в третьем квартале», а сейчас группа проводит «анализ дальнейших действий». Более четкое понимание в RBI обещают в ходе презентации отчетности за второй квартал.

По предварительным планам, к 2026 году кредитный портфель в РФ должен сократиться на 65% по отношению к третьему кварталу 2023 года, когда он оценивался в €6,3 млрд.

Группа уже не раз анонсировала предварительные сроки выделения российских активов, однако они постоянно сдвигались. Господин Штробль и в этот раз отметил, что RBI «аккуратно подходит» к этому процессу, не сокращает «бизнес в России очень быстро, пытаясь сохранить ценность актива, чтобы иметь возможность его продажи».

Как австрийская группа сокращает активы и доходы в стране
На результатах первого квартала продолжает сказываться статус Райффайзенбанка «как единственного крупного банка — проводника транзакций в недружественных валютах из России за рубеж и наоборот», отмечает начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев.

«Несмотря на то что банк активно препятствует открытию валютных счетов и формированию валютной позиции российскими клиентами в евро и долларах, выставляя высокие ставки или заградительные комиссии, тем не менее остаются безальтернативные варианты, когда банк является единственным платежным агентом»,— поясняет эксперт. Фактически монопольный статус, полагает господин Абелев, и стал причиной «неплохих результатов» по итогам первого квартала.

Коммерсант

Подробнее…

02.05.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев оценил для Forbes уровень обеспеченности аграриев спецтехникой

Прощание с деньгами: чем грозит сельхозпроизводителям повышение утильсбора


С каждым годом аграрии закупают все меньше новой техники, а цены на нее в 2021-2023 годах выросли на 15-30%. В 2024 году повышение утилизационного сбора для сельхозтехники официально не анонсировано, но сельхозпроизводители практически уверены, что оно произойдет, и заранее опасаются последствий. Если инициатива будет реализована, стоимость импортной техники прибавит порядка 30%, отечественная подорожает из-за отсутствия конкуренции, а на рынке образуется дефицит, опасаются эксперты, опрошенные Forbes
Никто официально не объявлял о намерениях повысить утилизационный сбор в 2024 году, но отраслевые ассоциации забили тревогу в феврале. Тогда когда Ассоциации аграриев Российской Федерации (Российский зерновой союз, Картофельный союз, Национальная мясная ассоциация, Руспродсоюз и другие), а также Ассоциация дилеров сельхозтехники «Асход» направили главе Минпромторга Денису Мантурову письмо (есть в распоряжении Forbes) с просьбой прислушаться к аграрному сообществу и не повышать утилизационный сбор на основные виды техники. Первым об этом написал «Коммерсантъ». 

Утилизационный сбор в отношении сельхозтехники изначально был введен в 2016 году, чтобы способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведенных в России. В 2023 году правительство увеличило утильсбор на сельхозтехнику. 
Тревожные слухи
Несмотря на заверения Минпромторга о том, что окончательное решение о повышении сбора не принято, напряжение среди дилеров и аграриев не спадает. Участники рынка располагают информацией о возможных параметрах такого увеличения. «Инициатива подразумевает повышение утильсбора в три, пять, а то и в 10 раз», — рассказывает председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов. Впервые параметры утильсбора были изменены в прошлом году, их пересмотрели в сторону повышения.
«Никакого официального предупреждения перед предыдущим повышением утильсбора не было и в прошлый раз, поэтому сейчас мы пытаемся сыграть на опережение и хотя бы донести свою позицию по этому вопросу, как-то повлиять на происходящее», — посетовал в беседе с Forbes представитель одного из дилеров сельхозтехники. 

«Минпромторг России внимательно следит за изменениями рынка сельскохозяйственной техники, в том числе по динамике импорта, — сказал Forbes представитель пресс-службы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. — В зависимости от дальнейшего изменения ситуации будут приниматься соответствующие решения. Обращаем внимание, что на данный момент никаких финальных решений в части индексации утильсбора на самоходную технику не принято».

«Вопрос индексации коэффициентов утилизационного сбора на сельхозтехнику обсуждался Минсельхозом России совместно с деловым сообществом, — добавляет представитель пресс-службы Минсельхоза. — В рамках этого обсуждения было выработано решение, что при подготовке Минпромторгом России такого проекта постановления будет организовано его обсуждение с деловым сообществом, но до настоящего времени проект постановления, предусматривающий внесение изменений, касающихся утильсбора, в адрес Минсельхоза России не поступал».
Ради родных тракторов
Участники рынка уверены, что повышение утильсбора, если таковое состоится, осуществляется с целью дать как можно больше преимуществ местным производителям техники, то есть эта мера ограничит конкуренцию и снизит возможности выбора для аграриев.

«Логика лоббирования ясна: отечественная техника получит еще больше места на рынке, будут убраны все конкуренты», — говорит независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. По его словам, получится своеобразная монополия, позволяющая производителям техники беспрепятственно повышать цены. Такая монополизация, по словам генерального директора сельхоздистрибьютора «Оптитэк» Татьяны Фадеевой, лишит аграриев выбора. 

Утильсбор призван поправить  экономику заводов, соглашается Алтынов из «Асход». «Многие отраслевые игроки негативно относятся к идее повышения утилизационного сбора, но производители техники видят в этом защиту рынка и выравнивание конкурентных условий, хотя предметных цифр, кроме суждений, не проводят», — рассуждает он. 

Российские производители сельхозтехники не согласны. «Изначально тему возможного повышения утилизационного сбора подняли импортеры сельхозтехники, которые зарабатывают на ее реализации и, кажется, не особо заинтересованы в развитии российского сельхозмашиностроения, — отмечает в беседе с Forbes представитель Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш». — Возможно, причиной такого беспокойства является вопрос прибыли». При этом «Росспецмаш» концептуально поддерживает повышение утилизационного сбора, но только на ту сельхозтехнику, аналоги которой производятся в России или Белоруссии. 

«Росагролизинг» внимательно следит за ситуацией, которая разворачивается вокруг инициативы по увеличению утилизационного сбора, — заверяет представитель компании. — Помимо декларируемых плюсов для протекции отечественного машиностроения, есть и риски, что сельское хозяйство для многих аграриев станет просто убыточным. В текущих условиях это может стать сильным ударом для отрасли в целом».
Отечественное или импортное? 
Защита интересов машиностроителей может дорого обойтись аграриям, у которых и так доходность снизилась до минимума. Рост цен на технику продолжается, констатирует Алтынов из «Асхода», причем отечественные машины дорожают ускоренными темпами. По данным «Росагролизинга», за период 2021-2023 годов импортный трактор мощностью 90-130 л. с. подорожал на 15%, а отечественный — на 33%, при этом объем российского производства в этом сегменте упал за тот же период на 66%. Импортные тракторы мощностью 280-340 л.с. за обозначенное время выросли в цене на 17%, тогда как российские — на 37% при сокращении своего производства на 86%. Всего техника, по информации «Росагролизинга», за 2022-2024 годы подорожала на 53,9%–63%. 

Совсем другие данные приводит Forbes «Росспецмаш»: за последние три года цены на отечественные сельхозмашины выросли только в рамках индекса цен производителей промышленной продукции (14,6% 2022 к 2021 году, 13,6% 2023 к 2022, 6,4% 2024 к 2023), который ежегодно утверждает правительство, а цены на сельхозтехнику иностранного производства за этот же период увеличились более чем в два раза.

С чем связано такое расхождение в оценках? «У всех своя база расчета, и у «Росагролизинга», на мой взгляд, она более полная по содержанию», — комментирует Алтынов из «Асхода». «Росспецмаш» практически не видит импортной техники, в отличие от «Росагролизинга», который отслеживает цены на нее на различных площадках, том же «Верум-Агро», — объясняет Forbes источник в отрасли. 
«Такой шаг [новое повышение утильсбора] скажется лишь на росте цен на импортную технику, — убежден представитель ассоциации «Росспецмаш». — И случится этот рост не одномоментно, ведь на сегодня склады дилеров затоварены импортной техникой, о чем игроки рынка сами и заявляют».
Ценные машины
После повышения утильсбора в 2023 году, по расчетам отраслевых организаций, приведенных в письме Мантурову, трактор мощностью 131-180 л. с. подорожал на 1,317 млн рублей, а трактор 281-340 л. с. — на 2,7 млн рублей. Если новое повышение произойдет в конфигурации, которой опасаются аграрии, то есть в пять раз, импортный трактор мощностью 340-380 л. с. подорожает на 4,6 млн рублей, если в 10 раз — на 10,4 млн рублей за единицу. Импортный зерноуборочный комбайн может подорожать на 4,5 млн и 10 млн рублей соответственно.

Много это или мало? Абсолютных цифр в письме нет. «Трактор мощностью 131-180 л. с. можно приобрести от 4 млн до 10 млн рублей (с НДС) в зависимости от дополнительных параметров и производителя», — следует из данных каталога «Верума-Агро».

«При повышении утильсбора в пять раз стоимость ряда позиций тракторной техники вырастет минимум на 30%», — подсчитал директор холдинга «Астера» (включает аграрные компании, производителей и дилеров сельскохозяйственной техники) Владимир Вертей. Например, на трактор ENSIGN YX2604-M (260 л. с.) цена по каталогу увеличится с 14,3 млн до 18,8 млн рублей, т. е. на 31,4%.
Практика показывает, что утильсбор сам по себе — повод для роста цен на всю технику, сетует Алтынов. «И хотя власти не хотят это признавать, цены и на отечественную технику поднимались вслед за удорожанием импортной, — добавляет независимый эксперт Корбут. — Собственно, индексация утильсбора как раз и позволит производителям беспрепятственно менять прайс». 

Все это приведет к тому, что аграрии будут переплачивать за и без того недешевую агротехнику, а ряд дилеров будут вынуждены прекратить работу в результате падения спроса, уверен Алтынов. «Нам надо поменять сам подход, вводить развивающие стимулы, соответствующие времени и задачам», — добавляет он.

Повышение утильсбора обязательно скажется на себестоимости агропродукции, уверен независимый эксперты Корбут. По расчетам «Росагролизинга», при повышении утилизационного сбора на технику в пять раз себестоимость аграрной продукции увеличится на 25%. «По данным нашего зерноводческого хозяйства, новые правила расчета увеличат амортизационные отчисления на 10%, а с ростом косвенных затрат на уплату банковских процентов за кредит на приобретение трактора или лизинговых платежей, а также неизбежным ростом стоимости запчастей и сервисных услуг при росте стоимости трактора, цена на пшеницу может вырасти до 5%», — комментирует Вертей.
Угроза дефицита
Даже если верны расчеты российских производителей сельхозтехники и цены на местную продукцию существенно не вырастут, аграриям все равно придется нарастить затраты, так как в России просто не производится необходимое им количество и ассортимент машин, говорят собеседники Forbes.
В целом состояние парка у аграриев крайне неоднородное, знает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев. «Сказать, что производители обеспечены всей необходимой отечественной техникой, от комбайнов до грузовиков, нельзя. Например, нет альтернативы специализированной уборочной технике, сеялкам, поливательным машинам», — говорит он. 

Увеличения поставок ожидать не приходится. «Выпуск отечественных машин, по оценкам «Росспецмаша», вырос в 2023-м на 8,2%, но только в денежном выражении (до 271,1 млрд рублей), — напоминает аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина. — А в физическом выражении наблюдается спад производства». 

«Объемы закупок будут в ближайшие годы только снижаться, а рост цен компенсирует производителям это сокращение», — полагает независимый эксперт Корбут. «Думаю, мы уходим в тренд нарастания дефицита, который едва сломили в 2020-2021 годах», — соглашается Алтынов из «Асхода».

В 2021 году, согласно данным Росстата, аграрии приобрели 8671 трактор (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины), в 2022 году — 8176, а в 2023-м — уже 7905 штук. Меньше закупили жаток, плугов, культиваторов, машин для посева, сокращение заметно по всем видам комбайнов. Рост демонстрируют только не производящиеся в России свеклоуборочные машины (без ботвоуборочных) — 157 штук в 2023 году против 118 штук в 2022-м.
Сузился рынок и именно отечественных машин, свидетельствуют данные Росстата. Если в 2022-м тракторов было закуплено 3038, то в 2023-м — уже 2945. Большая часть категорий техники просела, выросли лишь закупки валковых жаток, а также зерноуборочных (1430 штук в 2022-м и 1538 — в 2023-м) и кукурузоуборочных (10 штук в 2023-м против девяти годом ранее) комбайнов.

В некоторых сегментах рынка доля импорта минимальна, например это касается комбайнов. Отечественные зерноуборочные комбайны убирают более 70% хлеба в России, сообщают в «Росспецмаше», в отдельных регионах эта доля доходит до 90%. «В настоящее время значительная часть агротехники имеет отечественные аналоги или варианты из дружественных стран, — отмечает советник президента ГК «Прогресс Агро» Александр Кусакин. — Исключение составляют посевные агрегаты и сеялки точного высева». 

По оценкам «Росспецмаш», в целом доля российской техники на полях составляет 53,2% (минус 6,5 п. п. к уровню 2022 года). «Хотя, по данным Росстата, доля сельхозтехники отечественного производства среди всей новой приобретенной почти по всем категориям ниже даже этого показателя: тракторы (37%), дождевальные машины и установки (29%), жатки валковые (46%), картофелеуборочные комбайны (14%), кукурузоуборочные комбайны (25%). Максимальный показатель отмечается по зерноуборочным комбайнам — 55%», — подсчитала Каныгина.

Аграрии экономят. Коэффициент обновления техники по итогам 2023 года оказался ниже, чем в 2021-2022 годах, и составил 4.0. Списывать технику по износу также стали меньше, например тракторов в позапрошлом году вывели из парка в количестве 5302 штук, а в 2023-м — 4644.
«Уровень оснащенности парка российских сельхозпредприятий тракторами и комбайнами один из самых низких среди развитых стран и не превышает три единицы техники на 1000 га пашни», — подсчитала Фадеева. В настоящее время, по данным Минсельхоза, у аграриев в наличии находится более 430 000 тракторов, 206 000 сеялок и 170 000 культиваторов. «Уровень готовности техники в среднем составляет 95%», — отмечает представитель министерства.
Господдержка
Ответственные за отрасль ведомства пытаются сгладить ситуацию. «Минсельхоз России совместно АО «Росагролизинг» проводит комплексную работу, направленную на обеспечение доступности техмодернизации, — говорит представитель Росагролизинга. — Несмотря на значительный рост цен на технику, у аграриев имеется возможность приобретения ее на льготных условиях. Так, за 2022 год было на льготных условиях поставлено 12 700 единиц техники и оборудования, что на 25% больше, чем годом ранее. В 2023 году поставлено рекордное количество сельхозтехники — 15 000 единиц».  

Что подразумевается под льготными условиями? Государство субсидирует скидки, которые производители техники дают аграриям, кредиты на покупку техники по льготной ставке, для малого и среднего бизнеса работают программы льготного лизинга. Однако, по мнению опрошенных Forbes экспертов, эти меры не решают главных проблем — низкой доходности бизнеса и доступных цен на технику. Суммарные поставки с участием программ «Росагролизинга» и Россельхозбанка составили за три года по тракторам 39%, по зернокомбайнам 48% от всех закупок. «Объемы кредитования аграриев растут, но явно не соответствуют росту цен на технику», — констатирует эксперт Корбут. 

За два года цены на некоторые виды техники выросли на 30-50%, господдержка этот рост не покрывает, констатирует представитель практики управленческого консалтинга группы «Деловой профиль».  
Могут быть приняты и новые меры: в Госдуме обсуждается предложение распространить действующую пока только для аграриев Дальнего Востока и новых российских территорий (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации»* России на Украине (Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов)) субсидию в 15% на приобретение сельхозтехники на всю территорию России — в том числе потому, что объемы закупки новых машин снижаются. «Покупать со скидкой приятнее, но рост цен эта субсидия не покрывает», — отмечает Алтынов. В любом случае пока бюджетные ассигнования на разработку новых мер поддержки не предусмотрены, отмечает представитель Минсельхоза. 

Forbes

Подробнее…

26.04.2024

РИКОМ-ТРАСТ выступил партнером Первого Дальневосточного форума финансовых рынков

АУРОФ провела Первый Дальневосточный форум финансовых рынков

18 апреля состоялся Первый Дальневосточный форум финансовых рынков.

Организатор форума – Ассоциация участников рынка облигаций и финансирования МСП (АУРОФ). Мероприятие прошло при поддержке правительства Приморского края, Банка России, «Опоры России». Партнерами мероприятия выступили компании «РИКОМ-Траст», «Диалог», «Юнисервис Капитал», «Русаудит» и «Эксперт РА».

Форум презентовал предпринимательскому сообществу возможности развития бизнеса, привлечения финансирования через рынок ценных бумаг, получения льгот для предпринимателей, а также об мену практическим опытом. Состоялись выступления представителей власти, Московской биржи, рейтинговых агентств, банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятий Дальнего Востока, дебютировавших на рынке в 2023 году.

Место проведения форума было выбрано не случайно. По данным председателя правления АУРОФ Егора Диашова, «Объем средств на брокерских счетах дальневосточников в 2023 году составил 209 млрд руб. Это на 60% больше, чем в 2022 году. Сразу три дальневосточных региона входят в ТОП-10 российских субъектов по самым крупным объемам активов на одного человека. Магаданская область занимает 4-е место (323,9 тыс. руб.), Приморье – 7-е (162,4 тыс. руб.) и Камчатка – 10-е (160,7 тыс. руб.)».

«Для регионального бизнеса форум – необходимая ступень выхода на принципиально новый уровень развития. Мы готовы предоставить предпринимателям самую актуальную информацию о возможностях эффективного привлечения инвестиции, механизмах господдержки и вариантах привлечения финансирования», – подчеркнул исполнительный директор АУРОФ Николай Леоненков.

Председатель краевого правительства Вера Щербина в своем выступлении рассказала о потенциале экономики Приморья. По ее оценкам, размер экономики оценивается в 1,5 трлн рублей. В крае зарегистрировано почти 500 компаний с выручкой свыше одного млрд рублей. Общий оборот этих организаций – почти 3,5 трлн рублей. Это первое место в Дальневосточном федеральном округе. Кредитный портфель юридических лиц в январе составил почти 1 триллион рублей, что в полтора раза больше, чем годом ранее.

«Регион заинтересован в росте числа компаний-участников финансового рынка. Ценные бумаги – это эффективный инструмент привлечения заемных средств в развитие бизнеса. Считаю, что у приморских компаний здесь – высокий потенциал», – заявила Вера Щербина.

Финверсия

Подробнее…

19.04.2024

Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг

Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг инвестиционной компании «РИКОМ-Траст» по национальной шкале инвестиционных компаний на уровне «A|ru.iv|», прогноз «Стабильный».
Агентство отметило продолжительный 30-летний опыт успешной работы компании, наличие стабильной и опытной профессиональной команды.
НРА позитивно оценивает кратный рост числа клиентов и лояльность клиентской базы. Многие клиенты работают с РИКОМ-ТРАСТ более 10 лет, а средний срок сотрудничества составляет 3 года.
Подчеркивается адекватная оценка уровня корпоративного управления. НРА дает сильные оценки и по ряду других приоритетных показателей. Отмечается высокая достаточность балансового капитала для покрытия убытков маржинального кредитования клиентов и доли ключевого бизнеса в рамках диверсификации по направлениям деятельности (этот показатель составляет 73%, что является усредненным значением в рамках 3 лет).
Это уже не первая высокая оценка надежности и качества услуг компании. «РИКОМ-Траст» третий год подряд успешно проходит подтверждение рейтинга со стороны независимого рейтингового агентства.
– Высокий уровень надежности и индивидуальный подход является главным приоритетом для «РИКОМ-Траст». За 30 лет работы нами накоплен большой опыт по работе с широчайшей базой финансовых инструментов – мы помогаем клиентам организовать работу не только с классическими продуктами, но и консультируем по вопросам налогообложения, по выходу на новые рынки. Поэтому одним из факторов роста нашей клиентской базы являются рекомендации существующих клиентов. Несмотря на динамичное развитие, компания сохраняет финансовую устойчивость и высокую диверсификацию доходов по разным рынкам, направлениям бизнеса и территориям присутствия, – рассказала председатель совета директоров «РИКОМ-Траст» Татьяна Черныш.
«РИКОМ-Траст» успешно адаптировался к новым внешним условиям и расширил перечень актуальных продуктов и сервисов. Компания помогает эмитентам выйти на рынок капитала, предлагает услуги индивидуального инвестиционного консультирования, автоследование, классические брокерские услуги, консультирование по управлению рисками. В планах – выход на международный фондовый рынок, расширение линейки продуктов доверительного управления.

Finversia

Подробнее…

05.04.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси

Вам шашечки
Чем обернется внимание регуляторов для рынка такси
Затянувшийся рост цен на такси и многочисленные жалобы пассажиров и перевозчиков вызвали внимание Федеральной антимонопольной службы к «Яндекс.Такси», чье положение на рынке ведомство признало доминирующим. Юристы считают, что активность регулятора не закончится словесными интервенциями: конфликт может привести к тому, что в сегменте такси введут стандарты саморегулирования. Однако на рынке не верят в ослабление положения «Яндекс.Такси» из-за высокого порога входа для новых игроков и призывают ослабить регулирование независимых перевозчиков.
Услуги такси в России продолжают дорожать. По данным «Чек Индекса», в первом квартале 2024 года в Москве средний чек вырос на 6% год к году, до 797 руб., в России — на 8%, до 489 руб. За 2023 год он, по оценкам «Тинькофф Кассы», в России вырос на 17%, до 328 руб., в Москве — на 21%, до 522 руб.

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко говорит о еще большем росте — в среднем на 40%, объясняя динамику удорожанием автомобилей и запчастей, сложностями с обслуживанием, повышением цен на топливо. Руководитель иркутской компании «Шесть двоек» Станислав Татарников отмечает, что в регионе такси за год подорожало на 10–12%, а спрос на заказы сократился. В Воронеже цены за год выросли на 20–30%, сообщил “Ъ” собеседник на местном рынке.

Представитель общественного совета по развитию такси в Уральском ФО Владимир Герасименко оценивает рост среднего тарифа за прошлый год в 18–22%. Директор екатеринбургского таксопарка «MoToR 777» Андрей Токмаков отмечает, что за год оборот увеличился примерно на 20%, а затраты на страховку и обслуживание автомобилей — «в разы». Господин Герасименко поясняет, что даже у самозанятых водителей должно быть ОСАГО для перевозчиков, которое стоит по 70–100 тыс. руб. за полис.

Ситуация привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), до недавнего времени служба мало что могла сделать из-за антикризисных ограничений проверок. Комментируя ослабление запрета в марте, глава службы Максим Шаскольский подчеркнул, что теперь ведомство сможет проверять и «Яндекс.Такси». В ФАС уточнили “Ъ”, что за 2023 год туда поступило более 300 жалоб на сервис. Обращение в ФАС направила, например, депутат Госдумы Екатерина Стенякина, указывая на удорожание поездок в Ростове-на-Дону за год на 43%.

Регионы раздора
Руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус оценивает долю «Яндекс.Такси» в Москве в 96,3%. Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что такую значительную долю сервису удалось занять за счет консолидации других игроков, включая Uber в РФ.

В регионах, уточнил Олег Абелев, ситуация различается и есть субъекты, где «Яндекс.Такси» занимает менее 30%. В Якутии, по словам местного таксиста Арсена Николаева, основная доля рынка у Drivee (прежнее название — inDrive): «Почти никто не пользуется другими приложениями». Сервис Drivee представлен и в других регионах, но, по словам главы Ассоциации работников такси Новосибирска Андрея Артюха, с ним, равно как и с сервисом «Максим», сотрудничают в основном водители, заблокированные в «Яндекс.Такси».

Владелец таксопарка на 90 машин в Краснодаре Александр Шапран в августе 2023 года обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ООО «Яндекс.Такси», требуя восстановления расторгнутого контракта и принятия новых условий оферты, исключающих дискриминацию перевозчиков. Истец жалуется на невыгодные тарифы и практику блокировок водителей без объяснения причин, говорит “Ъ” юрист Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Екатерина Бурнос. По данным ассоциации, «Яндекс.Такси» с 2017 года 95 раз в одностороннем порядке вносил изменения в условия договора с партнерами.

В Краснодарском крае «Яндекс.Такси» выступает единственным крупным игроком на рынке легковых пассажирских перевозок. Похожая ситуация в Ставропольском крае, где «Максим» и местные сервисы «Поехали» и «Пчелка» занимают в целом небольшую долю, говорят работающие в регионе водители. В Воронежской области с «Яндекс.Такси» конкурирует «Такси Тройка». В Иркутске Станислав Татарников называет основным игроком «Шесть двоек» с долей 60%.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова добавляет, что за последние два года число региональных служб заказа такси в России выросло с 430 до 520.

Мутные алгоритмы
Тем не менее доминирующее положение одного агрегатора негативно влияет на развитие рынка, подчеркивает директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин. По его словам, перевозчик, который не может сменить сервис, вынужден соглашаться с условиями, которые его «не вполне устраивают», и работа в такси «становится менее привлекательной». При «более явной конкуренции» таксисты могут выбирать сервисы по размеру комиссии, и сервисы снижают их в борьбе за водителей, считает операционный директор «ГТК-Холдинга» Орц Мадаев.

Директор Союза автомобильных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук уточняет, что не все жалобы водителей на «Яндекс.Такси» из-за размера комиссии правомерны: «Сборы оправданы, поскольку в ситуации "простоя" сервис выплачивает таксистам бонусы».

В ФАС заявили “Ъ”, что выступают за снижение комиссий и иных платежей, взимаемых «Яндекс.Такси» с перевозчиков «с текущих 28% до конкурентного уровня». Компания «не в полном объеме раскрывает и алгоритм ценообразования», отмечают в ФАС. В службе добавили, что уже направили «Яндекс.Такси» письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены. Но это, как и требование по снижению платы с перевозчиков, в полном объеме не исполнено, подчеркнули в ФАС.

В «Яндекс.Такси» заверили “Ъ”, что компания «постоянно ведет диалог с ФАС про ценообразование и условия блокировок в сервисе». С учетом замечаний службы сервис уже внедрил ряд изменений, утверждают там. В частности, агрегатор детализировал оферты: теперь пассажиры и водители получают предупреждения и уведомления об ограничениях со ссылкой на новые общедоступные правила. Также сервис отказался от практики бессрочных блокировок, а долгосрочные предусматривает только за «грубые нарушения».

Управляющий партнер Veta Илья Жарский поясняет, что взаимоотношения агрегаторов с таксопарками и пассажирами регулирует профильный ФЗ-580 об организации перевозок такси.

Но в случае конфликта с ФАС речь идет о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель направления антимонопольного комплаенса Kulik & Partners Law.Economics Елизавета Савина уточняет, что с сентября 2023 года на агрегаторы такси распространяется ст. 10.1 «Закона о защите конкуренции». Но с момента ее вступления в силу действовали мораторий на проверки IT-компаний, снятый только 28 марта 2024 года, и практика применения «в стадии становления», говорит она.

По мнению руководителя антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елены Кузнецовой, ФАС могла получить данные о доле «Яндекс.Такси», анализируя ранее заключаемые сделки. Но, чтобы установить доминирующее положение сервиса в период, когда, предположительно, антимонопольное законодательство нарушалось, должен быть проведен новый анализ, полагает она. Если признаки нарушений будут выявлены, в зависимости от их характера ФАС может вынести предупреждение и возбудить антимонопольное дело, говорит руководитель антимонопольных и регуляторных проектов Vegas Lex Анастасия Каюкова.

Наиболее суровым из возможных мер Илья Жарский называет оборотный штраф до 15% выручки на рынке, где совершено нарушение, в исключительных случаях речь может пойти о приостановке деятельности. В 2023 году выручка «Яндекса» в сегменте «райдтех», куда входит такси, выросла на 36%, до 165,8 млрд руб., сообщала компания.

Анастасия Каюкова считает маловероятным, что ФАС ограничится только словесными интервенциями в адрес «Яндекса». Елизавета Савина уверена, что результатом могут стать меры отраслевого саморегулирования, по аналогии с работой маркетплейсов. Ограничения дадут краткосрочный эффект, но затем приведут к снижению качества услуг, полагают участники рынка. Ирина Зарипова предупреждает, что ценовое регулирование может обострить дефицит перевозчиков.

В то же время Станислав Швагерус подчеркивает, что «в системах общественного транспорта любых государств традиционно не бывает много операторов». По словам Олега Абелева, в любом регионе, где есть «Яндекс.Такси», новым компаниям предстоит долго нести убытки, снижая комиссии. Источник “Ъ” среди альтернативных игроков поясняет, что у «Яндекса» «донором для такси были иные крупные прибыльные направления, а конкуренты на рынке такси работают в основном в одном сегменте, не располагая таким объемом средств».

Коммерсант 

Подробнее…

02.04.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев для Независимой газеты — о причинах роста потребительской активности

Россияне сумели удивить Центробанк, свидетельствуют "минутки" регулятора

В резюме Центробанка (ЦБ), вышедшем по итогам мартовского заседания, четыре раза встречается слово «сюрприз». И каждый раз оно касается растущей потребительской активности. Той активности, которая, как отмечают, например, в Институте Столыпина, толкает вверх российский ВВП. По таким «минуткам» Центробанка может даже показаться, будто сами устои российской экономики изменились настолько сильно, что финансовые власти все меньше понимают природу происходящих в стране экономических процессов. Эксперты указали на высокую степень неопределенности дальнейших решений ЦБ и на риски повышения ключевой ставки в апреле.

Первого апреля во второй половине дня Центробанк опубликовал новое «Резюме обсуждения ключевой ставки» – теперь по итогам мартовского заседания. И это вовсе не шутка: Банк России в своих «минутках» (так эксперты называют обновленный формат публикаций Центробанка по аналогии с «минутками» Федеральной резервной системы США) сразу четыре раза указал на то, что происходящее в российской экономике стало для него сюрпризом.

«Сильная, незамедляющаяся динамика потребительской активности была одним из главных сюрпризов в начале года, – сообщается в обнародованных материалах. – Данные Росстата по обороту розничной торговли за январь говорят о дальнейшем росте потребления. Оперативные данные свидетельствуют о росте расходов россиян почти по всем категориям, кроме общественного питания, которое ускоренно росло в прошлые периоды».

«Согласно опросам, индекс потребительских настроений находится на максимуме, растет склонность к совершению крупных покупок», – продолжили в ЦБ. Как можно судить, сюрприз для регулятора состоит, в частности, в том, что растущие доходы населения позволяют потребителям одновременно как больше сберегать, так и больше тратить. И «это может усиливать инерцию инфляции, особенно в ее устойчивой части», опасаются в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.

«Необеспеченное потребительское кредитование по-прежнему росло высокими темпами (выше прогноза Банка России), что стало значимым сюрпризом для участников обсуждения», – продолжили в ЦБ. Отмечались среди прочего и «проинфляционные сюрпризы в данных по рынку труда». Участники дискуссий оценили также перспективы национальной валюты: по их мнению, «изменение цен и физических объемов экспорта остается значимым риском для динамики обменного курса рубля».

Участники подробно обсудили свой сигнал для рынка о будущей траектории ключевой ставки. «Сложилось единое мнение о том, что следует сохранить указание на продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, – отмечается в резюме. – Но также были высказаны мнения о необходимости дать дополнительный направленный сигнал о возможных шагах по изменению ключевой ставки на ближайших заседаниях».

Одни участники дискуссий предложили дать сигнал о целесообразности повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Их аргумент: «Нет убедительных свидетельств, что набрана достаточная скорость дезинфляции». Другие участники обсуждения высказывались в пользу сигнала о целесообразности снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Как они пояснили, необходимая жесткость денежно-кредитных условий достигнута. По их уточнению, эта жесткость зависит от уровня не столько номинальных, сколько реальных – уже скорректированных на инфляцию – процентных ставок.

А ведь именно потребительская активность больше всего воодушевляет сейчас многих экспертов, в том числе, например, специалистов Института экономики роста им. Столыпина. Как ранее сообщил Росстат в своей публикации, посвященной первой оценке динамики ВВП по итогам 2023 года, «рост физического объема ВВП сложился за счет увеличения внутреннего конечного спроса (+9,1%) при сокращении чистого экспорта».

«Первый вывод, который напрашивается из данных, – рост внутреннего потребления вызывает не только инфляцию, как это считается в некоторых российских экономических кругах. Второй вывод – ранее существовавшая тактика откладывания валютных излишков в резервы была не так продуктивна для экономики.

Хотя чистый экспорт увеличивался, на рост ВВП это оказывало номинальное влияние, – рассуждают в своем Telegram-канале «столыпинцы». – Теперь большее использование валютных ресурсов на инвестиционный импорт, наращивание бюджетных расходов сами по себе вскрыли внутренние резервы экономики (это даже помимо военных расходов), которые увеличили объем реального выпуска».
Как сообщается в резюме ЦБ, индикатор бизнес‐климата Банка России в марте увеличился до максимального значения за последние 12 лет. Текущие оценки компаний по спросу и выпуску товаров и услуг улучшились. Ожидания будущего производства и спроса – рекордные с мая 2013 года. Однако, по уточнению ЦБ, некоторые участники обсуждения ключевой ставки высказали мнение, что ускорение роста экономики в первом квартале 2024 года может быть временным.

Уже второй день это резюме Центробанка не дает покоя финансовым аналитикам. Например, по оценкам авторов аналитического обзора компании «Финам», «минутки» Банка России показали следующее: «Степень неопределенности дальнейших решений ЦБ сейчас настолько высока, что в совете директоров не сложилось единого мнения о будущей траектории ключевой ставки». Возможно, в ближайшие месяцы поступит информация, которая несколько снизит эту неопределенность. Но если исходить из текущей ситуации, риторика ЦБ «может сдвинуться в ту или иную сторону уже по итогам апрельского заседания», предупредили аналитики.

В итоге создается впечатление, будто сами устои российской экономики настолько сильно изменились, что они уже не подвластны регуляторам, а природа происходящих в стране экономических процессов не поддается для финансовых властей стопроцентному пониманию.

Комментируя для «НГ» выводы из резюме, начальник отдела Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский отметил: «В целом есть ощущение, что ЦБ несколько смущен происходящим». Реальность отклоняется от того, что он ожидал увидеть исходя из своих моделей и прогнозов. «Каждый раз в аргументации мы видим попытки держаться за эти модели, даже если есть вопросы относительно их успешности. При этом та же инфляция в текущих российских условиях – явление гораздо более многоплановое, и ее значение не определяется лишь динамикой потребительского спроса», – пояснил Заверский.

По наблюдениям эксперта, в новом резюме ни разу не упоминается термин «структурная трансформация экономики». «И это очень симптоматично, поскольку трансформация в действительности идет полным ходом. И когда мы говорим, например, о проектах по импортозамещению в обрабатывающей промышленности, мы регулярно сталкиваемся с тем, что новые образцы отечественной продукции оказываются дороже, чем их иностранные аналоги, которые использовались ранее, – сообщил Заверский. – Это совсем не должно удивлять на фоне масштабных инвестиций при высоких процентных ставках, при отсутствии эффекта масштаба у новых производств».

«Привычные монетарные меры не приносят ожидаемых логичных результатов, – продолжил эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Виталий Манжос. – И это указывает на то, что российская экономика сейчас не находится в стабильном равновесном состоянии».

И тогда вопрос: имеет ли смысл в таких условиях бороться с ростом цен через ограничение потребления? Не будет ли это противоречить всей идее трансформации?

По мнению Заверского, показательна также дискуссия о разрыве выпуска. «Как пишет ЦБ, все участники обсуждения согласились с тем, что разрыв выпуска сохраняется значительным и положительным. Однако тут же отмечается, что оценки разрыва выпуска остаются значимым фактором неопределенности и что их хорошо бы уточнить. Таким образом, ЦБ фактически и сам показывает, что не уверен в своих оценках, но базирует на них свои решения», – обратил внимание эксперт.

Как пояснила «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая, ситуация действительно уникальна: «ЦБ уже достаточно длительное время проводит весьма жесткую денежно-кредитную политику. В номинальном выражении ключевая ставка составляет 16%, а в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию, ее сейчас можно оценить в 8–10%. Однако статистика Росстата и оперативные данные из иных источников подтверждают, что, несмотря на это, рост потребительского спроса в начале года не замедлился и сохранял высокие темпы».

И все это нехарактерно для прежних эпизодов существенного ужесточения денежно-кредитной политики. Более того, сейчас и сами банки, видя, что зарплаты и в целом доходы населения растут (по крайней мере в официальной статистике) в отличие от прошлых эпизодов резкого повышения ключевой ставки не зажимают предложение кредита, уточнила эксперт.

«О том, чем отличается текущая экономическая ситуация от прошлых периодов жесткой денежно-кредитной политики, говорится и в самом резюме ЦБ. В прошлые периоды дезинфляция происходила в условиях достаточно быстрой нормализации бюджетной политики, – отметила Беленькая. – Сейчас замедление инфляции происходит в условиях существенного бюджетного импульса, который сокращается медленно. Искажающее влияние на кредитные ставки оказывают льготные программы».
Эксперты привели сразу несколько объяснений, почему потребительская активность пока слабо реагирует на ограничительные меры ЦБ. Если обобщать, то одна из частых версий сводится к тому, что спрос косвенно был простимулирован в том числе, как ни странно, самими ограничительными мерами.
Начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев упомянул два фактора. Первый обусловлен решениями работодателей: многие работники в конце года получают годовые премии, и люди идут эти деньги тратить. Но важен и второй фактор – многие участники рынка поспешили воспользоваться кредитными льготными программами, условия которых все более ужесточаются. «Активный прирост новых участников, желающих попасть в эти льготные программы на старых условиях, тоже способствовал росту потребительской активности, в том числе за счет механизма займа», – считает Абелев.
Спрос же, допустим, на автокредиты, по словам Беленькой, мог поддерживаться ожиданиями подорожания автомобилей после изменения порядка расчета утилизационного сбора с 1 апреля 2024 года.
Помимо этого сказался еще эффект отложенного спроса, когда потребность в дорогостоящих товарах есть и откладывать покупку до лучших времен уже невозможно, уточнил основатель компании Anderida Financial Group Алексей Тараповский. Ведь если раньше многие потенциальные клиенты рассчитывали на снижение ставок, то сейчас этих ожиданий нет – наоборот, сильны опасения, что в дальнейшем ставки будут только расти, а значит, покупать товары станет сложнее. «Учитывая, что совершить крупную покупку (бытовую технику, автомобиль) без использования кредитных средств может себе позволить лишь каждый третий, то спрос на кредиты даже при таких ставках вполне ожидаем», – считает Тараповский.
Но не исключено, что повышенный потребительский спрос в начале года мог объясняться и другими факторами – например, девальвационными, добавила Беленькая. Ведь на рынке циркулировали опасения, что после выборов якобы возможно ослабление курса рубля, которое может спровоцировать дальнейший рост цен.

Независимая газета

 

Подробнее…

14.01.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев оценил для Российской газеты вероятность повторения топливного кризиса

Может ли в 2024 году повториться топливный кризис прошлой осени

Рост цен на топливо прошлой осенью оказался хорошо подзабыт на фоне яичного кризиса. Причины подорожания разобраны, решения приняты, стоимость бензина и дизельного топлива (ДТ) упала. Но остается вопрос, могут ли топливные цены опять пойти в разнос на фоне каких-нибудь внешних факторов. Например, сильного подорожания нефти.

 По данным Росстата, за первые полторы недели нового года, средние розничные цены на бензин выросли на 26 копеек, а на ДТ - на 10 копеек. Но это повышение было ожидаемо. В начале каждого года увеличиваются акцизы на топливо, что, естественно, отражается на ценах.

В минэнерго, комментируя первую в этом году статистику Росстата, отметили, что внутренний рынок топлива полностью обеспечен предложением. На 9 января товарные запасы автомобильного бензина составляли 2 млн тонн, а ДТ - 3,9 млн тонн. Предпосылок для роста цен выше инфляции нет, однако в отдельные периоды возможны незначительные отклонения от нее, обусловленные особенностями рыночного ценообразования на моторное топливо в России, уточнили в ведомстве.

На бирже в первые две недели этого года также сложилась благоприятная ситуация. Котировки находятся на приемлемом уровне для закупок топлива автозаправочными станциями, который позволяет им работать с прибылью, а не "в ноль" или тем более в убыток, как было осенью 2023 года.

В 2023 году рост биржевых, а вслед за ними и розничных цен на топливо произошло из-за резкого сокращения выплат нефтяным компаниям по демпферу (компенсаций из бюджета за поставки на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Здесь важно, что государство не просто платило компаниям из бюджета, а возвращало им часть собранных налогов за согласие оставить на внутреннем рынке нужные объемы топлива по ценам, рост которых не превышает инфляцию. То есть демпфер оплачивался нефтяниками. Выплаты в сентябре были снижены в два раза, а объявлено было об этом еще весной 2023 года. В результате цены начали расти с начала лета, достигнув максимума в августе и сентябре.

Потолок цен на нефть спровоцировал осенний топливный кризис
Выплаты уже в октябре вернули на прежний уровень, вроде достигнут статус-кво, но фискальные условия с началом нового года запланировано меняются. Для производителей бензина и ДТ вырастают акцизы, демпфер считается от более высокой внутренней (индикативной - назначаемой государством средней цены), а налоги для нефтяных компаний повысились. Другое дело, что есть уровень инфляции, на который цены могут подняться.

По мнению аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, вероятность повторения топливного кризиса крайне мала. В августе-сентябре 2023 года невероятным образом совпало множество негативных для рынка факторов: попытка снижения демпферных выплат, стремительное ослабление рубля, сезон ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), активность серого экспорта, рост мировых цен на нефть, окончание сезона высокого спроса и т.д. Сейчас внутренний рынок защищен работой демпферного механизма, курс рубля стабилизировался, серый экспорт ограничен заградительными пошлинами, а ремонт НПЗ планируется проводить вне сезона высокого спроса или хотя бы не одновременно. Иначе говоря, предпосылок повторения кризиса крайне мало. При этом мы допускаем, что правительство попробует еще раз видоизменить демпферный механизм, чтобы сократить расходы бюджета, однако в таком сценарии мы ожидаем появление другого стабилизирующего механизма. Например, это может быть квотирование экспорта или появление новых экспортных пошлин. Другой опцией является компенсация расходов на демпфер повышением других налогов в нефтяной отрасли.
С точки зрения портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, в прошлом году цены начали расти еще с лета, на ожиданиях отмены демпфера как раз, плюс был ряд перепродавцов, которые использовали разницу (двукратную) между внутренними и экспортными ценами, увеличивая тем самым спрос на внутреннем рынке для последующей перепродажи на экспорт. После этого, в числе прочих мер по стабилизации был введен запрет для таких перепродавцов, плюс вернули демпфер. Так что при прочих равных ситуация повториться не должна.
Если цены на нефть на внешних рынках будут расти, то даже в этом случае вероятность повторения топливного кризиса ниже, чем в 2023 году, считает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст", к.э.н. Олег Абелев. Причина топливного кризиса прошлого года в слишком большом спреде между внутренним ценами на нефтепродукты в России и внешними. Если удастся этот спред удержать в стабильном состоянии, то кризиса удастся избежать. Задача в том, чтобы не допустить роста внутренних цен выше, чем цены на внешнем рынке на нефть и нефтепродукты.
Наиболее пессимистично высказался директор департамента корпоративных финансов "ИВА Партнерс" Артем Тузов. Он считает, что без изменения законодательства повторение кризиса неизбежно. Поскольку основная причина кризиса - высокие цены на топливо за пределами России, в сочетании с попытками снизить нагрузку на бюджет (демпфер).

Российская газета

Подробнее…

09.01.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев для Российской газеты — о прецеденте с выход Анголы из ОПЕК

Продолжит ли ОПЕК+ регулировать мировой рынок нефти в 2024 году

В прошлом году страны ОПЕК+ сумели удержать цены на нефть на приемлемом для себя уровне - выше 70 долларов за баррель. Но последняя министерская встреча альянса и выход из сделки Анголы заставили многих говорить о том, что соглашение о сокращении добычи нефти исчерпало себя.

Прошлый развал сделки ОПЕК+ весной 2020 года обвалил цены до 20 долларов за баррель. Едва ли лидеры альянса - Россия и Саудовская Аравия хотят повторения событий четырехлетней давности. И они постараются не допустить такого сценария, считают опрошенные "Российской газетой" эксперты.

Выход Анголы из ОПЕК поставил под угрозу существование альянса в том, виде как он существует сейчас, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст", к.э.н. Олег Абелев. Это прецедент. С учетом того, что многим странам альянса необходимо чтобы цена на нефть не спускалась ниже определенного уровня. Для России цена на нефть марки Brent не должна быть ниже 85 долл. за баррель на горизонте года. А для Саудовской Аравии не ниже 100 долл. за баррель.

Резкое повышение нефтяных котировок путем сокращения добычи возможно, но это "открывает дорогу" многим сланцевым производителям нефти в США, которые будут пользоваться высокими ценами и составят конкуренцию нефти из Ближнего Востока и России на мировых рынках, считает эксперт. Вряд ли альянс развалится, но его участники, которые добывают небольшую долю и имеют небольшие квоты в ОПЕК+, могут последовать примеру Анголы. Это может стать важным фактором изменения ценовой политике на нефтяном рынке.

По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, ОПЕК+ еще не приступали к активным действиям на рынке. Альянс предпринимает шаги по стабилизации баланса спроса и предложения при ценах нефти ниже 75-80 долларов, бюджет Саудовской Аравии по различным публичным оценкам "сходится" как раз на этом уровне, а королевство - это 30% добычи ОПЕК.

Последнее заседание не прошло гладко (пришлось переносить), плюс Ангола заявила о выходе, отмечает эксперт. Ее добыча 1,1 миллиона баррелей в сутки (б/с), что не очень материально. Но после "демарша" Анголы, остальные африканские страны участницы ОПЕК (в частности Нигерия - крупнейшая страна по добыче в Африке) заявили, что останутся в организации. Плюс, в декабре Бразилия выразила готовность примкнуть к ОПЕК (а это добыча в 3,5 миллиона б/с).

С точки зрения генерального директора "УК Спутник - Управление капиталом" Александра Лосева, соглашение ОПЕК+ останется главным стабилизирующим фактором для рынка. Рост стоимости нефти также может усилить сохраняющаяся военно-политическая напряженность на Ближнем Востоке и ожидание смягчения денежно-кредитной политики ФРС США в 2024 году. И лишь резкое замедление мировой экономики, и возможный глобальный финансовый или экономический кризис способны прервать нефтяной суперцикл третьего десятилетия XXI века, считает эксперт.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, костяк сделки - крупнейшие производители нефти - будет продолжать действовать сообща, поскольку неконтролируемая добыча моментально обрушит цену на нефть, что не будет выгодно никому.

По его мнению, перспективы развития мировой экономики на 2024 год умеренно позитивные. Ожидается рост мирового ВВП чуть меньший, чем 2023 году. На этом фоне пока не стоит ждать обрушения цен на нефть ниже 70 долларов за баррель. Но если вдруг наступит сценарий прихода рецессии, а значит и более низких объемов потребления топлива, то избытки нефти будут негативно влиять на цену. Чтобы скорректировать это, странам ОПЕК+, видимо, придется опять слегка закрутить свои нефтяные краны, что должно будет выровнять цены.

У нас умеренно оптимистичный взгляд на динамику цен на нефть на 2024 год. В базовом сценарии мы ожидаем, что в следующем году нефть марки Brent будет оставаться в диапазоне 80-90 долларов за баррель, говорит эксперт.

По словам Лосева, нефтяные котировки останутся в 2024 году в диапазоне 80-100 долларов за баррель. Несмотря на рецессию в ЕС и замедление темпов роста экономик Китая потребление нефти растет, а предложение сдерживается решением ОПЕК+ и дефицитом инвестиций прошлых лет. К тому же весь 2023 год дефицит предложения нефти, составлявший от 300 тысяч баррелей до 1,5 миллиона баррелей в сутки, восполнялся из резервов и хранилищ, которые придется вновь заполнять.

Схожее мнение высказал директор департамента корпоративных финансов "ИВА Партнерс" Артем Тузов. Учитывая напряженность на Аравийском полуострове, цены на нефть могут существенно вырасти. Впрочем, Западные страны не оставляют попыток обрушить цену на нефть. Так что, борьба за цену на нефть будет жесткой, считает он.

Российская газета

Подробнее…

09.01.2024

Управляющий стратегией Алексей Бачеров оценил для РБК результаты рынка акций в 2023 г.

Биржи идут в отрыв. Куда и зачем вкладывать деньги в новом году

Минувший год оказался удачным для российских инвесторов. Чего ожидать от рынка акций в 2024 году, какие секторы будут в плюсе, и кто в итоге окажется фаворитом, читайте в материале "Прайма".
В декабре индекс полной доходности Мосбиржи MCFTR (IMOEX + дивиденды) показывал чуть меньше 50 процентов, а американский индекс S&P500 в рублевом эквиваленте — чуть более 50 процентов.
"Еще в начале года вряд ли кто-то рассчитывал на такой рост", — замечает управляющий стратегией Abtrust ИК "Риком-Траст" Алексей Бачеров.
По его оценкам, такой результат оказался даже лучше предполагаемого статистикой. Между тем, высокие темпы роста в 2023 году уменьшают потенциал следующих лет. Так что в 2024-м мы вполне можем увидеть рост только в 12-17 процентов.

Драйверы и риски
Одно из препятствий — высокая ключевая ставка. Она уже либо достигла максимума, либо близка к нему. Однако во втором полугодии ставки могут начать постепенно снижаться вместе с замедлением рублевой инфляции.
По мнению начальника управления информационно-аналитического контента "БКС Мир инвестиций" Василия Карпунина, до конца второго квартала предполагается затишье. "По итогам нашего опроса розничных инвесторов более 40 процентов планируют перевести 20 процентов и более своих вложений из акций в облигации или депозиты", — говорит он. Положительным драйвером снижение ставок станет ближе к концу следующего года. Тогда же прибавится поддержка от дивидендов.
Портфельный управляющий по российским акциям General Invest Татьяна Симонова сохраняет в целом умеренно-позитивный взгляд на российский фондовый рынок-2024. В базовом сценарии она оценивает потенциал роста рынка в 20-25 процентов от текущих уровней, но картину могут подпортить негативные события.
По мере адаптации рынков к новым условиям финансист ожидает возврата к растущему тренду. Вероятно, ЦБ достигнет успеха в контроле над инфляцией и приступит к снижению ключевой ставки во второй половине года — до того, как это отразится на ставках долгосрочных долговых инструментов.
Важными драйверами роста рынка являются низкая оценка акций и сравнительно высокая дивидендная доходность. "Отчасти низкая оценка обусловлена новыми характеристиками отечественного рынка, прежде всего, его изолированностью", — указывает Симонова. Впрочем, изоляция ограничивает не только приток средств на рынок от нерезидентов, но и отток средств внутренних инвесторов, увеличивая их потенциал.
В целом динамика монетарной политики и рынков в России будет совпадать с мировой. Там Федрезерв США готовится перейти к фазе смягчения, а рынки реагируют с опережением. Нечто подобное будет происходить и у нас.
Безусловно, актуальным для российского рынка остаются геополитические риски. "В случае их снижения прогноз роста, может быть, даже превышен", — говорит Симонова.
Частный инвестор
В 2024 году важную роль на российском рынке продолжит играть частный инвестор. Доля частников в обороте акций, по оценкам Карпунина, составляет 76 процентов.
О том же говорят данные Мосбиржи. В ноябре число физических лиц, имеющих на бирже брокерские счета, достигло 29,2 миллионов (+5,8 миллионов с начала года), ими было открыто 50,9 миллионов счетов. Сделки на Московской бирже заключали 3,7 миллиона частных инвесторов.
Несмотря на внушительный прирост, доля активных розничных инвесторов от общего числа экономически активного населения по-прежнему ниже 5 процентов. Для сравнения, в США в 2023 году 61 процент взрослого населения инвестировали в фондовый рынок.
В 2024 году приток частников на биржу продолжится. Потенциал российского внутреннего рынка пока велик, и он постепенно будет раскрываться, уверены эксперты.
Богатый на дивиденды год
Важным фактором поддержки в наступившем году окажутся дивиденды и их последующее реинвестирование в ценные бумаги.
Тенденция возвращения к выплате дивидендов продолжится, как благодаря большей открытости, так и за счет редомициляции — переезда ряда компаний из иностранной юрисдикции в российскую, поясняет Симонова.
"По сравнению с прошлыми кварталами мы уже сейчас видим повышение прозрачности эмитентов с раскрытием отчетности", — согласен Карпунин.
Компании, делившиеся прибылью в прошлом году, продолжат это делать. Среди щедрых игроков — представители нефтегазового, финансового, химического сектора.
По мнению начальника управления аналитических исследований ИК "ИВА Партнерс" Дмитрия Александрова, дивидендные выплаты, которыми будет богат 2024 год, должны поддержать котировки, а снижение ставок частично поспособствует перетоку ликвидности в акции из сегмента облигаций.
Фавориты рынка
На рынке акций, cкорее всего, продолжится тренд на первичные размещения новых эмитентов, особенно средней капитализации, с известными брендами, что, по мнению Александрова, может хорошо поддержать интерес инвесторов.
Успех отдельных направлений будет зависеть от санкций и состояния мировой экономики. По-прежнему неплохо выглядит нефтегазовый сектор. "Здесь наши фавориты — "Лукойл", "Татнефть", "Транснефть", "Новатэк", что поддерживается долгосрочным позитивным прогнозом по ценам на нефть, а также наличием у компаний индивидуальных драйверов роста", — перечисляет Симонова.
Привлекательны банковские акции Сбера (рост прибыли, дивиденды) и TCS Group (рост, редомициляция).
Новым фаворитом рынка может стать металлургический сектор благодаря потенциальному возврату к дивидендным выплатам на фоне восстановления цен на товарных рынках. Речь идет о компаниях "Северсталь", НЛМК, а также о золотодобывающих структурах.
Кроме того, в 2024 году привлекательным останется сектор информационных технологий. Яндекс, HeadHunter, Ozon, вероятно, определятся со схемами переезда в Россию, что снимет фактор неопределенности, оказывающий давление на цену акций.
Бенефициарами ухода с рынка иностранных конкурентов являются ГК Астра и Positive Technologies. И эта тенденция "сохранит свой положительный импульс еще в течение нескольких лет", считает Татьяна Симонова.
Кроме того, эксперты обращают внимание на потребительский сектор, который в текущем году отставал от рынка, но в 2024-м может восстановить темпы роста.

ПРАЙМ

Подробнее…