Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси | публикации в СМИ АО «РИКОМ-ТРАСТ»
Инвестиционная компания
РИКОМ-ТРАСТ

Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси

Вам шашечки
Чем обернется внимание регуляторов для рынка такси
Затянувшийся рост цен на такси и многочисленные жалобы пассажиров и перевозчиков вызвали внимание Федеральной антимонопольной службы к «Яндекс.Такси», чье положение на рынке ведомство признало доминирующим. Юристы считают, что активность регулятора не закончится словесными интервенциями: конфликт может привести к тому, что в сегменте такси введут стандарты саморегулирования. Однако на рынке не верят в ослабление положения «Яндекс.Такси» из-за высокого порога входа для новых игроков и призывают ослабить регулирование независимых перевозчиков.
Услуги такси в России продолжают дорожать. По данным «Чек Индекса», в первом квартале 2024 года в Москве средний чек вырос на 6% год к году, до 797 руб., в России — на 8%, до 489 руб. За 2023 год он, по оценкам «Тинькофф Кассы», в России вырос на 17%, до 328 руб., в Москве — на 21%, до 522 руб.

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко говорит о еще большем росте — в среднем на 40%, объясняя динамику удорожанием автомобилей и запчастей, сложностями с обслуживанием, повышением цен на топливо. Руководитель иркутской компании «Шесть двоек» Станислав Татарников отмечает, что в регионе такси за год подорожало на 10–12%, а спрос на заказы сократился. В Воронеже цены за год выросли на 20–30%, сообщил “Ъ” собеседник на местном рынке.

Представитель общественного совета по развитию такси в Уральском ФО Владимир Герасименко оценивает рост среднего тарифа за прошлый год в 18–22%. Директор екатеринбургского таксопарка «MoToR 777» Андрей Токмаков отмечает, что за год оборот увеличился примерно на 20%, а затраты на страховку и обслуживание автомобилей — «в разы». Господин Герасименко поясняет, что даже у самозанятых водителей должно быть ОСАГО для перевозчиков, которое стоит по 70–100 тыс. руб. за полис.

Ситуация привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), до недавнего времени служба мало что могла сделать из-за антикризисных ограничений проверок. Комментируя ослабление запрета в марте, глава службы Максим Шаскольский подчеркнул, что теперь ведомство сможет проверять и «Яндекс.Такси». В ФАС уточнили “Ъ”, что за 2023 год туда поступило более 300 жалоб на сервис. Обращение в ФАС направила, например, депутат Госдумы Екатерина Стенякина, указывая на удорожание поездок в Ростове-на-Дону за год на 43%.

Регионы раздора
Руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус оценивает долю «Яндекс.Такси» в Москве в 96,3%. Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что такую значительную долю сервису удалось занять за счет консолидации других игроков, включая Uber в РФ.

В регионах, уточнил Олег Абелев, ситуация различается и есть субъекты, где «Яндекс.Такси» занимает менее 30%. В Якутии, по словам местного таксиста Арсена Николаева, основная доля рынка у Drivee (прежнее название — inDrive): «Почти никто не пользуется другими приложениями». Сервис Drivee представлен и в других регионах, но, по словам главы Ассоциации работников такси Новосибирска Андрея Артюха, с ним, равно как и с сервисом «Максим», сотрудничают в основном водители, заблокированные в «Яндекс.Такси».

Владелец таксопарка на 90 машин в Краснодаре Александр Шапран в августе 2023 года обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ООО «Яндекс.Такси», требуя восстановления расторгнутого контракта и принятия новых условий оферты, исключающих дискриминацию перевозчиков. Истец жалуется на невыгодные тарифы и практику блокировок водителей без объяснения причин, говорит “Ъ” юрист Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Екатерина Бурнос. По данным ассоциации, «Яндекс.Такси» с 2017 года 95 раз в одностороннем порядке вносил изменения в условия договора с партнерами.

В Краснодарском крае «Яндекс.Такси» выступает единственным крупным игроком на рынке легковых пассажирских перевозок. Похожая ситуация в Ставропольском крае, где «Максим» и местные сервисы «Поехали» и «Пчелка» занимают в целом небольшую долю, говорят работающие в регионе водители. В Воронежской области с «Яндекс.Такси» конкурирует «Такси Тройка». В Иркутске Станислав Татарников называет основным игроком «Шесть двоек» с долей 60%.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова добавляет, что за последние два года число региональных служб заказа такси в России выросло с 430 до 520.

Мутные алгоритмы
Тем не менее доминирующее положение одного агрегатора негативно влияет на развитие рынка, подчеркивает директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин. По его словам, перевозчик, который не может сменить сервис, вынужден соглашаться с условиями, которые его «не вполне устраивают», и работа в такси «становится менее привлекательной». При «более явной конкуренции» таксисты могут выбирать сервисы по размеру комиссии, и сервисы снижают их в борьбе за водителей, считает операционный директор «ГТК-Холдинга» Орц Мадаев.

Директор Союза автомобильных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук уточняет, что не все жалобы водителей на «Яндекс.Такси» из-за размера комиссии правомерны: «Сборы оправданы, поскольку в ситуации "простоя" сервис выплачивает таксистам бонусы».

Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
В ФАС заявили “Ъ”, что выступают за снижение комиссий и иных платежей, взимаемых «Яндекс.Такси» с перевозчиков «с текущих 28% до конкурентного уровня». Компания «не в полном объеме раскрывает и алгоритм ценообразования», отмечают в ФАС. В службе добавили, что уже направили «Яндекс.Такси» письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены. Но это, как и требование по снижению платы с перевозчиков, в полном объеме не исполнено, подчеркнули в ФАС.

В «Яндекс.Такси» заверили “Ъ”, что компания «постоянно ведет диалог с ФАС про ценообразование и условия блокировок в сервисе». С учетом замечаний службы сервис уже внедрил ряд изменений, утверждают там. В частности, агрегатор детализировал оферты: теперь пассажиры и водители получают предупреждения и уведомления об ограничениях со ссылкой на новые общедоступные правила. Также сервис отказался от практики бессрочных блокировок, а долгосрочные предусматривает только за «грубые нарушения».

Управляющий партнер Veta Илья Жарский поясняет, что взаимоотношения агрегаторов с таксопарками и пассажирами регулирует профильный ФЗ-580 об организации перевозок такси.

Но в случае конфликта с ФАС речь идет о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель направления антимонопольного комплаенса Kulik & Partners Law.Economics Елизавета Савина уточняет, что с сентября 2023 года на агрегаторы такси распространяется ст. 10.1 «Закона о защите конкуренции». Но с момента ее вступления в силу действовали мораторий на проверки IT-компаний, снятый только 28 марта 2024 года, и практика применения «в стадии становления», говорит она.

По мнению руководителя антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елены Кузнецовой, ФАС могла получить данные о доле «Яндекс.Такси», анализируя ранее заключаемые сделки. Но, чтобы установить доминирующее положение сервиса в период, когда, предположительно, антимонопольное законодательство нарушалось, должен быть проведен новый анализ, полагает она. Если признаки нарушений будут выявлены, в зависимости от их характера ФАС может вынести предупреждение и возбудить антимонопольное дело, говорит руководитель антимонопольных и регуляторных проектов Vegas Lex Анастасия Каюкова.

Наиболее суровым из возможных мер Илья Жарский называет оборотный штраф до 15% выручки на рынке, где совершено нарушение, в исключительных случаях речь может пойти о приостановке деятельности. В 2023 году выручка «Яндекса» в сегменте «райдтех», куда входит такси, выросла на 36%, до 165,8 млрд руб., сообщала компания.

Анастасия Каюкова считает маловероятным, что ФАС ограничится только словесными интервенциями в адрес «Яндекса». Елизавета Савина уверена, что результатом могут стать меры отраслевого саморегулирования, по аналогии с работой маркетплейсов. Ограничения дадут краткосрочный эффект, но затем приведут к снижению качества услуг, полагают участники рынка. Ирина Зарипова предупреждает, что ценовое регулирование может обострить дефицит перевозчиков.

В то же время Станислав Швагерус подчеркивает, что «в системах общественного транспорта любых государств традиционно не бывает много операторов». По словам Олега Абелева, в любом регионе, где есть «Яндекс.Такси», новым компаниям предстоит долго нести убытки, снижая комиссии. Источник “Ъ” среди альтернативных игроков поясняет, что у «Яндекса» «донором для такси были иные крупные прибыльные направления, а конкуренты на рынке такси работают в основном в одном сегменте, не располагая таким объемом средств».

Коммерсант

Другие публикации в СМИ

06.06.2025

Дмитрий Целищев для РБК TV — c доводами в пользу снижения ключевой ставки

РБК ТВ 

Подробнее…

06.06.2025

Дмитрий Целищев для Ведомостей — о том, что бизнесу приходится «выживать» в условиях дорогих денег

Банк России снизил ключевую ставку впервые с 2022 года
Последние данные подтвердили торможение в экономике и ценах
Совет директоров Банка России на заседании 6 июня решил опустить ключевую ставку на 100 б. п. до 20% годовых. Снижения ожидали 9 из 24 опрошенных «Ведомостями» экспертов. Четыре экономиста ждали ее уменьшения сразу на 200 базисных пунктов до 19%, еще три – до 20%. Один аналитик допускал снижение ставки в диапазоне 19–20%, еще один ожидал от регулятора менее решительного сокращения – до 20,5%.

Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться, пишет ЦБ в пресс-релизе. Притом что внутренний спрос по-прежнему опережает возможности расширения предложения товаров и услуг, российская экономика постепенно возвращается к траектории сбалансированного роста, обращает внимание регулятор.

Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 г. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики.

Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий, отметил Банк России.

Это первое снижение ставки с 2022 г., когда она была установлена на уровне 7,5%. Затем ЦБ начал постепенно повышать ставку и перешел к жесткой денежно-кредитной политике (ДКП). На заседании в апреле ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых после аналогичного решения в марте. По его итогам регулятор заявлял, что будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели 4% в 2026 г.: это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики (ДКП).

Оперативные данные Росстата показали, что индекс потребительских цен за неделю с с 27 мая по 2 июня составил 0,05% против 0,06% и 0,07% двумя неделями ранее. Годовая инфляция также замедлилась в мае – на 26 мая Минэкономразвития оценило ее в 9,78% после 9,9% на 19 мая и 10,09% на 12 мая.

Несмотря на фиксируемое замедление инфляции, ожидания россиян относительно повышения цен в ближайший год растут. В мае показатель вырос до 13,4% против 13,1% в апреле и 12,9% в марте. Официальный курс рубля с 6 мая по 6 июня укрепился на 3,4% (до 79,13 с 81,91 руб./$). С начала года стоимость нацвалюты выросла примерно на 22%.

Сегодня ситуация несколько поменялась, появилось много всего, что будет интересно обсудить, заявил накануне «недели тишины» перед заседанием по ставке зампред Банка России Филипп Габуния, отмечая, что варианты решений по ставке и сигналу будут «более разнообразными, чем в апреле».

Экономика начала охлаждаться. ВВП России в I квартале 2025 г. вырос на 1,4% в годовом исчислении. Цифра Росстата оказалась хуже оценки Минэкономразвития (1,7%) и Банка России (2%). Российская экономика, в 2024 г. показавшая рост на 4,1%, неизбежно будет охлаждаться, и задача правительства и ЦБ сделать этот процесс плавным, с тем чтобы не допустить переохлаждения, «как в криокамере», говорил в марте на съезде РСПП президент Владимир Путин.

В России есть риски переохлаждения экономики, говорил 26 мая министр экономического развития Максим Решетников, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. Он отметил, что в последние недели годовая инфляция в России варьируется в диапазоне 3–4%, если пересчитать по недельным данным. «Мы рассчитываем, что это своевременно будет учтено Центральным банком при принятии решений. Потому что мы также видим в текущем режиме риски переохлаждения экономики», – сказал Решетников.

Предправления ВТБ Андрей Костин ранее предложил пари на 10 щелчков после прогноза первого зампредседателя банка Дмитрия Пьянова о сохранении Центробанком ключевой ставки на следующем заседании: глава банка ставил на снижение «ключа». Костин обращал внимание на признаки плавного охлаждения экономики и замедления инфляции. Пьянов аргументировал свои ожидания отсутствием на рынке труда позитивных охлаждающих эффектов, угрозами санкций и грядущими двузначными индексациями, в частности, тарифов по ЖКХ.

Аргументом для снижения может стать тяжелая ситуация для бизнеса, который длительное время «пытается выживать» в условиях дорогих денег, говорил управляющий директор инвесткомпании «Риком-траст» Дмитрий Целищев. Банк России в обзоре финансовой стабильности указал на ухудшение финансового состояния 78 крупнейших компаний России на фоне роста себестоимости, снижения рентабельности продаж и повышения расходов на обслуживание кредитов.

Загрузка производственных мощностей в экономике снизилась до 79,3% – это минимум с середины 2022 г., рассказывал сотрудник факультета экономических наук НИУ ВШЭ Григорий Жирнов «Ведомостям». Он также указывал, что кредитный импульс достиг минимального уровня с 2022 г.

Ведомости

Подробнее…

06.06.2025

Николай Леоненков — о перспективах МСП по привлечению денег на рынке капитала

В 2025 году привлечь деньги на бирже малому и среднему бизнесу стало проще, чем взять кредит в банке.

Ставки по кредитам выросли до рекордных уровней, банки еще более тщательно стали оценивать заемщиков, требуя больше обеспечения, доступ к альтернативным инструментам финансирования затруднен в виду невысокой цифровизации МСП. Развитие биржевой инфраструктуры, института рейтинговых агентств и аудита, господдержка, а также рост заинтересованности инвесторов – все это тоже стимулировало активное движение предприятий малого и среднего бизнеса в сторону публичного рынка капитала.

В результате сегодня публичный статус – это понятная и вполне доступная реальность для МСП, в том числе для небольших компаний с выручкой от 120 млн. руб в год.

Развитие рынка капитала важно для всех участников экономики.

Для малых и средних предприятий открывается доступ к новому источнику капитала и возможность привлечь деньги на более выгодных условиях. Компании перестраивают корпоративное управление, переходят к качественной финансовой отчетности, проходят аудит – все это ведет к повышению качества ведения бизнеса, прозрачности и доверия инвесторов.

Надежный доступ к долгосрочному и беззалоговому финансированию позволяет МСП реализовывать стратегические планы развития, а значит, появляются новые рабочие места, растут налоговые поступления и вклад малого бизнеса в ВВП государства.

На фондовый рынок достаточно активно стали выходить компании из российских регионов. Это стало еще одним новым трендом последнего времени. Они получают финансирование не только за счет федерального бюджета, но и благодаря активности на бирже. Это дает дополнительные возможности для развития этих компаний на местном уровне даже в условиях дефицита бюджетного финансирования.

В настоящий момент формируется мощный тренд на привлечение инвестиций на публичных рынках. Вместе с тем, мы видим необходимость для МСП активнее осваивать новые для себя инструменты, повышать прозрачность бизнеса и учиться соответствовать необходимым требованиям для доступа к финансированию. И в этом процессе очень важна роль государства.

До недавнего времени важным фактором масштабирования процесса выхода МСП на публичный рынок являлась господдержка в виде субсидий минэкономразвития на покрытие части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода. В настоящий момент она прекратила свое действие. Вместе с тем, почти 5-летнее действие этой практики позволяет говорить о ее важности в качестве стимула для МСП к развитию и качественным преобразованиям.

Для выполнения задачи президента Владимира Путина по удвоению капитализации фондового рынка к 2030 году важно создавать широкую базу компаний, выпустивших облигации, именно они в первую очередь, скорее всего, пойдут на рынок IPO и особенно будут нуждаться в государственной поддержке. При условии восстановления субсидирования МСП при выходе на рынок облигаций, вполне можно рассчитывать на то, что к 2030 году количество эмитентов сможет существенно вырасти.

Кроме того, необходимо рассмотреть возможность снижения регуляторной нагрузки, защиты прав инвесторов, дальнейшего развития инфраструктуры рынка.

Комплексный подход к повышению капитализации фондового рынка будет способствовать созданию «длинных денег» в экономике и обеспечит для граждан возможность надежно инвестировать свои сбережения в развитие страны.

Финверсия

Подробнее…

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies в соответствии с Политикой конфиденциальности