Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси | публикации в СМИ АО «РИКОМ-ТРАСТ»
Инвестиционная компания
РИКОМ-ТРАСТ

Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси

Вам шашечки
Чем обернется внимание регуляторов для рынка такси
Затянувшийся рост цен на такси и многочисленные жалобы пассажиров и перевозчиков вызвали внимание Федеральной антимонопольной службы к «Яндекс.Такси», чье положение на рынке ведомство признало доминирующим. Юристы считают, что активность регулятора не закончится словесными интервенциями: конфликт может привести к тому, что в сегменте такси введут стандарты саморегулирования. Однако на рынке не верят в ослабление положения «Яндекс.Такси» из-за высокого порога входа для новых игроков и призывают ослабить регулирование независимых перевозчиков.
Услуги такси в России продолжают дорожать. По данным «Чек Индекса», в первом квартале 2024 года в Москве средний чек вырос на 6% год к году, до 797 руб., в России — на 8%, до 489 руб. За 2023 год он, по оценкам «Тинькофф Кассы», в России вырос на 17%, до 328 руб., в Москве — на 21%, до 522 руб.

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко говорит о еще большем росте — в среднем на 40%, объясняя динамику удорожанием автомобилей и запчастей, сложностями с обслуживанием, повышением цен на топливо. Руководитель иркутской компании «Шесть двоек» Станислав Татарников отмечает, что в регионе такси за год подорожало на 10–12%, а спрос на заказы сократился. В Воронеже цены за год выросли на 20–30%, сообщил “Ъ” собеседник на местном рынке.

Представитель общественного совета по развитию такси в Уральском ФО Владимир Герасименко оценивает рост среднего тарифа за прошлый год в 18–22%. Директор екатеринбургского таксопарка «MoToR 777» Андрей Токмаков отмечает, что за год оборот увеличился примерно на 20%, а затраты на страховку и обслуживание автомобилей — «в разы». Господин Герасименко поясняет, что даже у самозанятых водителей должно быть ОСАГО для перевозчиков, которое стоит по 70–100 тыс. руб. за полис.

Ситуация привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), до недавнего времени служба мало что могла сделать из-за антикризисных ограничений проверок. Комментируя ослабление запрета в марте, глава службы Максим Шаскольский подчеркнул, что теперь ведомство сможет проверять и «Яндекс.Такси». В ФАС уточнили “Ъ”, что за 2023 год туда поступило более 300 жалоб на сервис. Обращение в ФАС направила, например, депутат Госдумы Екатерина Стенякина, указывая на удорожание поездок в Ростове-на-Дону за год на 43%.

Регионы раздора
Руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус оценивает долю «Яндекс.Такси» в Москве в 96,3%. Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что такую значительную долю сервису удалось занять за счет консолидации других игроков, включая Uber в РФ.

В регионах, уточнил Олег Абелев, ситуация различается и есть субъекты, где «Яндекс.Такси» занимает менее 30%. В Якутии, по словам местного таксиста Арсена Николаева, основная доля рынка у Drivee (прежнее название — inDrive): «Почти никто не пользуется другими приложениями». Сервис Drivee представлен и в других регионах, но, по словам главы Ассоциации работников такси Новосибирска Андрея Артюха, с ним, равно как и с сервисом «Максим», сотрудничают в основном водители, заблокированные в «Яндекс.Такси».

Владелец таксопарка на 90 машин в Краснодаре Александр Шапран в августе 2023 года обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ООО «Яндекс.Такси», требуя восстановления расторгнутого контракта и принятия новых условий оферты, исключающих дискриминацию перевозчиков. Истец жалуется на невыгодные тарифы и практику блокировок водителей без объяснения причин, говорит “Ъ” юрист Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Екатерина Бурнос. По данным ассоциации, «Яндекс.Такси» с 2017 года 95 раз в одностороннем порядке вносил изменения в условия договора с партнерами.

В Краснодарском крае «Яндекс.Такси» выступает единственным крупным игроком на рынке легковых пассажирских перевозок. Похожая ситуация в Ставропольском крае, где «Максим» и местные сервисы «Поехали» и «Пчелка» занимают в целом небольшую долю, говорят работающие в регионе водители. В Воронежской области с «Яндекс.Такси» конкурирует «Такси Тройка». В Иркутске Станислав Татарников называет основным игроком «Шесть двоек» с долей 60%.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова добавляет, что за последние два года число региональных служб заказа такси в России выросло с 430 до 520.

Мутные алгоритмы
Тем не менее доминирующее положение одного агрегатора негативно влияет на развитие рынка, подчеркивает директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин. По его словам, перевозчик, который не может сменить сервис, вынужден соглашаться с условиями, которые его «не вполне устраивают», и работа в такси «становится менее привлекательной». При «более явной конкуренции» таксисты могут выбирать сервисы по размеру комиссии, и сервисы снижают их в борьбе за водителей, считает операционный директор «ГТК-Холдинга» Орц Мадаев.

Директор Союза автомобильных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук уточняет, что не все жалобы водителей на «Яндекс.Такси» из-за размера комиссии правомерны: «Сборы оправданы, поскольку в ситуации "простоя" сервис выплачивает таксистам бонусы».

Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
В ФАС заявили “Ъ”, что выступают за снижение комиссий и иных платежей, взимаемых «Яндекс.Такси» с перевозчиков «с текущих 28% до конкурентного уровня». Компания «не в полном объеме раскрывает и алгоритм ценообразования», отмечают в ФАС. В службе добавили, что уже направили «Яндекс.Такси» письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены. Но это, как и требование по снижению платы с перевозчиков, в полном объеме не исполнено, подчеркнули в ФАС.

В «Яндекс.Такси» заверили “Ъ”, что компания «постоянно ведет диалог с ФАС про ценообразование и условия блокировок в сервисе». С учетом замечаний службы сервис уже внедрил ряд изменений, утверждают там. В частности, агрегатор детализировал оферты: теперь пассажиры и водители получают предупреждения и уведомления об ограничениях со ссылкой на новые общедоступные правила. Также сервис отказался от практики бессрочных блокировок, а долгосрочные предусматривает только за «грубые нарушения».

Управляющий партнер Veta Илья Жарский поясняет, что взаимоотношения агрегаторов с таксопарками и пассажирами регулирует профильный ФЗ-580 об организации перевозок такси.

Но в случае конфликта с ФАС речь идет о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель направления антимонопольного комплаенса Kulik & Partners Law.Economics Елизавета Савина уточняет, что с сентября 2023 года на агрегаторы такси распространяется ст. 10.1 «Закона о защите конкуренции». Но с момента ее вступления в силу действовали мораторий на проверки IT-компаний, снятый только 28 марта 2024 года, и практика применения «в стадии становления», говорит она.

По мнению руководителя антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елены Кузнецовой, ФАС могла получить данные о доле «Яндекс.Такси», анализируя ранее заключаемые сделки. Но, чтобы установить доминирующее положение сервиса в период, когда, предположительно, антимонопольное законодательство нарушалось, должен быть проведен новый анализ, полагает она. Если признаки нарушений будут выявлены, в зависимости от их характера ФАС может вынести предупреждение и возбудить антимонопольное дело, говорит руководитель антимонопольных и регуляторных проектов Vegas Lex Анастасия Каюкова.

Наиболее суровым из возможных мер Илья Жарский называет оборотный штраф до 15% выручки на рынке, где совершено нарушение, в исключительных случаях речь может пойти о приостановке деятельности. В 2023 году выручка «Яндекса» в сегменте «райдтех», куда входит такси, выросла на 36%, до 165,8 млрд руб., сообщала компания.

Анастасия Каюкова считает маловероятным, что ФАС ограничится только словесными интервенциями в адрес «Яндекса». Елизавета Савина уверена, что результатом могут стать меры отраслевого саморегулирования, по аналогии с работой маркетплейсов. Ограничения дадут краткосрочный эффект, но затем приведут к снижению качества услуг, полагают участники рынка. Ирина Зарипова предупреждает, что ценовое регулирование может обострить дефицит перевозчиков.

В то же время Станислав Швагерус подчеркивает, что «в системах общественного транспорта любых государств традиционно не бывает много операторов». По словам Олега Абелева, в любом регионе, где есть «Яндекс.Такси», новым компаниям предстоит долго нести убытки, снижая комиссии. Источник “Ъ” среди альтернативных игроков поясняет, что у «Яндекса» «донором для такси были иные крупные прибыльные направления, а конкуренты на рынке такси работают в основном в одном сегменте, не располагая таким объемом средств».

Коммерсант

Другие публикации в СМИ

31.07.2025

Олег Абелев для Forbes — о причинах дефицита кадров в сельском хозяйстве

«Авито Работа» сообщила о росте числа вакансий в сельском хозяйстве на 56%

Число вакансий для работников сельского хозяйства в России увеличилось во втором квартале 2025 года на 56% год к году, подсчитали аналитики «Авито Работы». Спрос на сельхозрабочих подскочил на 176%, на садоводов — на 77%, на овощеводов — на 19%
Число вакансий для работников сельского хозяйства в России увеличилось во втором квартале 2025 года на 56% год к году, подсчитали аналитики «Авито Работы». Самыми востребованными в данном сегменте оказались сельскохозяйственные рабочие (спрос на них вырос на 176%), садоводы (+77%) и овощеводы (+19%). 

Число вакансий по этим специальностям в «Авито Работе» назвать отказались. Каких-либо подробностей, в том числе о спросе на другие специальности в сельском хозяйстве, не привели. Но заверили, что «цифровизация стремительно внедряется в сельское хозяйство» и «ИИ активно проникает в рабочие процессы».

Общее количество вакансий в сфере сельского хозяйства на «Авито» превышает 84 000. 

Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев объяснил рост числа вакансий в сельском хозяйстве импортозамещением, уходом западных компаний и активным развитием собственного производства сельхозпродукции, семян, техники и переработки. Повлияло на ситуацию и увеличение экспорта (Россия активно наращивает поставки масла, мяса, зерна и других продуктов в Африку, Ближний Восток, Азию), требующее значительное количество рабочих рук. 

В первую очередь сельскому хозяйству нужны агрономы и селекционеры, особенно со знанием органического земледелия и устойчивого сельского хозяйства, инженеры и ИТ специалисты, логисты и маркетологи, операторы сельхозтехники и агродронов и техники с GPS навигацией, отметил Абелев. 

Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева рассказала Forbes, что сейчас идет уборка урожая, и нужны работники как для механизированных и автоматизированных, так и для традиционных ручных работ (сборщики урожая, сельхозрабочие). Она отметила, что, по разным оценкам, дефицит кадров в сельском хозяйстве достигает 150 000 — 300 000 человек, при этом приток трудовых мигрантов в отрасль в последние годы сократился.

«Зарплаты на селе выросли, однако учитывая трудозатраты, есть более привлекательные альтернативы в городах, поэтому потенциальные работники в деревню ехать не спешат», — отметила эксперт. 

По данным «Авито Работа» на 21 июля, средние зарплатные предложения в сельском хозяйстве выросли на 22%. При этом овощеводам работодатели готовы платить 66 260 рублей в месяц за полный рабочий день, овощеводам — 66 165 рублей.

 Абелев согласился, что люди не идут работать в АПК по причине стереотипа о низких зарплатах (хотя зарплаты в крупных агрохолдингах сейчас ощутимо растут, лишь в малых хозяйствах зарплата остается невысокой), из-за того, что работа там зачастую связана с физическими нагрузками и необходимостью проживать в сельской местности, где из-за сезонности бывают периоды, когда работы просто нет. Эксперт отметил, что агросектор становится высоко технологичной отраслью, но одной зарплатой кадровый голод в нем не решишь. «Нужен пересмотр имиджа профессии, субсидии, господдержка и улучшение условий жизни на селе», — подчеркнул он.

Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская, комментируя кадровый голод в сельском хозяйстве, обратила внимание на смену поколений в отрасли. Она сообщила, что агрохолдинг реализует комплексную программу привлечения и обучения нового поколения аграриев. И кроме того предлагает конкурентоспособную заработную плату, соцпакет и перспективы карьерного роста. А также современное оборудование, удобные общежития для иногородних специалистов, возможности для профессионального развития.

Forbes

Подробнее…

31.07.2025

Олег Абелев для РИА: «Выдачи ипотеки сократятся после отмены повышенного возмещения банкам»

Выдачи льготной ипотеки могут упасть на 15-25% из-за отмены субсидий банкам

МОСКВА, 31 июл - РИА Недвижимость. Отмена с 7 августа повышенного возмещения банкам может привести к сокращению выдач льготной ипотеки в России на 15-20%, считают опрошенные РИА Недвижимость эксперты.
Минфин с 7 февраля по 6 августа текущего года увеличил возмещение банкам по семейной, дальневосточной и арктической ипотеке на жилье в многоквартирных домах и ИЖС до 3 процентных пунктов и 3,5 процентных пункта соответственно. Ранее оно рассчитывалось по формуле: ключевая ставка ЦБ, увеличенная на 2 процентных пункта, минус ставка по льготной программе (по дальневосточной и арктической ипотеке - увеличенная на 1,5 процентных пункта).

"Теперь, вероятно, компенсация вернется к базовой схеме: банкам будут возмещать не фиксированную надбавку, а разницу между ключевой и льготной ставкой, увеличенную на 1,5–2 процентного пункта. При высокой ключевой этого может не хватить, чтобы покрыть издержки. Программы господдержки останутся, но банкам станет менее выгодно активно в них участвовать. Из-за этого возможны ужесточения для заемщиков: выше первоначальный взнос, строже отбор, меньше одобрений", - прокомментировал гендиректор группы "Плюс" Александр Попов.
Как пояснил он, ставка по семейной ипотеке остается на уровне 6%, но по факту доступ к ней может существенно сократиться. Поэтому уже в августе объем выдач по семейной и дальневосточной ипотеке может снизиться на 15-25% относительно июля. С ним согласен начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст" Олег Абелев. Он ожидает, что выдачи сократятся на 15-20% в первые месяцы после отмены повышенного возмещения банкам. При этом гендиректор "Флип" Евгений Шавнев полагает, что выдачи сократятся всего на 5%, а потом стабилизируются.

Исполнительный директор риелторской компании "Этажи" Регина Дыдалина рассказала, что часть крупных банков уже ужесточают условия по ипотеке и рассылают предупреждения о том, что выдача на прежних условиях будет только до 6 августа. По словам Абелева, банки могут повышать требования к заемщикам в части минимального стажа или проверки доходов, а также сокращая максимальную сумму ипотеки, особенно в регионах с большими кредитами, уменьшая сроки выплат или вводя допкомиссии.

Еще есть вероятность, что банки ограничат выдачи в пользу своих зарплатных клиентов или проектов, где банк сам предоставляет финансирование, добавила руководитель управления прямых продаж ФСК Екатерина Чурюкина. Некоторые могут начать активнее предлагать комбинированную ипотеку, когда часть кредита выдается по льготной ставке, а та, что выше лимита, - на рыночных условиях, предположила директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Екатерина Щурихина.
Директор по ипотечным продажам и внедрению финансовых инструментов "А101" Рустам Азизов считает, что некоторые банки (в основном небольшие игроки) могут прийти к мысли о нецелесообразности выдачи таких кредитов в принципе. Абелев также не исключает, что участие средних и мелких банков может сильно сократиться. "Если у них нет господдержки, маржа по льготной ипотеке будет низкой, некоторые региональные банки вообще могут свернуть эти программы, они им будут невыгодны", - заявил он.

РИА

Подробнее…

31.07.2025

Олег Абелев для Россия 24: «В торговой сделке между США и Индией заинтересованы обе стороны»

Вероятность заключения торговой сделки между Индией и Соединенными Штатами высока, так как обе стороны в ней заинтересованы. Такое мнение телеканалу "Россия 24" высказал начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст" Олег Абелев.
Он отметил, что переговоры по сделке могут занять значительное количество времени, а ее условия могут быть достаточно жесткими.

"Обе стороны в этом заинтересованы. Индия – в сохранении экспорта в США, а США – в доступе на индийский рынок. И вообще политика президента Трампа базируется на принципе, что можно сделать сразу два шага вперед, а потом делать плавно шаг назад. Так было сделано, когда вводились пошлины практически против всех стран мира, чтобы продавить своих партнеров на обновление пошлин на американские товары на своих рынках. Я думаю, что Индия тут не исключение", – сказал Абелев.

По его мнению, США могут требовать снижения пошлин на сельхозпродукцию, технику и отмены ограничений для американских фармацевтических компаний и IT-корпораций, а также сокращения субсидий индийским производителям. Индия со своей стороны может требовать доступ к высокотехнологичным американским товарам в сфере автопрома и микроэлектроники, а также гарантий против введения внезапных торговых ограничений.

Ранее глава Белого дома Дональд Трамп заявил, что США намерены ввести пошлины в размере 25% на товары из Индии. По данным газеты The Indian Express, переговоры между США и Индией о новом торговом соглашении пока не привели к успеху. США настаивают на предоставлении американским товарам беспошлинного доступа на индийский рынок.

Россия 24

Подробнее…

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies в соответствии с Политикой конфиденциальности