Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг | публикации в СМИ АО «РИКОМ-ТРАСТ»
Инвестиционная компания
«РИКОМ-ТРАСТ»
Позвонить

Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг

Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг инвестиционной компании «РИКОМ-Траст» по национальной шкале инвестиционных компаний на уровне «A|ru.iv|», прогноз «Стабильный».
Агентство отметило продолжительный 30-летний опыт успешной работы компании, наличие стабильной и опытной профессиональной команды.
НРА позитивно оценивает кратный рост числа клиентов и лояльность клиентской базы. Многие клиенты работают с РИКОМ-ТРАСТ более 10 лет, а средний срок сотрудничества составляет 3 года.
Подчеркивается адекватная оценка уровня корпоративного управления. НРА дает сильные оценки и по ряду других приоритетных показателей. Отмечается высокая достаточность балансового капитала для покрытия убытков маржинального кредитования клиентов и доли ключевого бизнеса в рамках диверсификации по направлениям деятельности (этот показатель составляет 73%, что является усредненным значением в рамках 3 лет).
Это уже не первая высокая оценка надежности и качества услуг компании. «РИКОМ-Траст» третий год подряд успешно проходит подтверждение рейтинга со стороны независимого рейтингового агентства.
– Высокий уровень надежности и индивидуальный подход является главным приоритетом для «РИКОМ-Траст». За 30 лет работы нами накоплен большой опыт по работе с широчайшей базой финансовых инструментов – мы помогаем клиентам организовать работу не только с классическими продуктами, но и консультируем по вопросам налогообложения, по выходу на новые рынки. Поэтому одним из факторов роста нашей клиентской базы являются рекомендации существующих клиентов. Несмотря на динамичное развитие, компания сохраняет финансовую устойчивость и высокую диверсификацию доходов по разным рынкам, направлениям бизнеса и территориям присутствия, – рассказала председатель совета директоров «РИКОМ-Траст» Татьяна Черныш.
«РИКОМ-Траст» успешно адаптировался к новым внешним условиям и расширил перечень актуальных продуктов и сервисов. Компания помогает эмитентам выйти на рынок капитала, предлагает услуги индивидуального инвестиционного консультирования, автоследование, классические брокерские услуги, консультирование по управлению рисками. В планах – выход на международный фондовый рынок, расширение линейки продуктов доверительного управления.

Finversia

Другие публикации в СМИ

07.05.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев для Коммерсанта — с оценками ситуации на рынке такси

Вам шашечки
Чем обернется внимание регуляторов для рынка такси
Затянувшийся рост цен на такси и многочисленные жалобы пассажиров и перевозчиков вызвали внимание Федеральной антимонопольной службы к «Яндекс.Такси», чье положение на рынке ведомство признало доминирующим. Юристы считают, что активность регулятора не закончится словесными интервенциями: конфликт может привести к тому, что в сегменте такси введут стандарты саморегулирования. Однако на рынке не верят в ослабление положения «Яндекс.Такси» из-за высокого порога входа для новых игроков и призывают ослабить регулирование независимых перевозчиков.
Услуги такси в России продолжают дорожать. По данным «Чек Индекса», в первом квартале 2024 года в Москве средний чек вырос на 6% год к году, до 797 руб., в России — на 8%, до 489 руб. За 2023 год он, по оценкам «Тинькофф Кассы», в России вырос на 17%, до 328 руб., в Москве — на 21%, до 522 руб.

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко говорит о еще большем росте — в среднем на 40%, объясняя динамику удорожанием автомобилей и запчастей, сложностями с обслуживанием, повышением цен на топливо. Руководитель иркутской компании «Шесть двоек» Станислав Татарников отмечает, что в регионе такси за год подорожало на 10–12%, а спрос на заказы сократился. В Воронеже цены за год выросли на 20–30%, сообщил “Ъ” собеседник на местном рынке.

Представитель общественного совета по развитию такси в Уральском ФО Владимир Герасименко оценивает рост среднего тарифа за прошлый год в 18–22%. Директор екатеринбургского таксопарка «MoToR 777» Андрей Токмаков отмечает, что за год оборот увеличился примерно на 20%, а затраты на страховку и обслуживание автомобилей — «в разы». Господин Герасименко поясняет, что даже у самозанятых водителей должно быть ОСАГО для перевозчиков, которое стоит по 70–100 тыс. руб. за полис.

Ситуация привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), до недавнего времени служба мало что могла сделать из-за антикризисных ограничений проверок. Комментируя ослабление запрета в марте, глава службы Максим Шаскольский подчеркнул, что теперь ведомство сможет проверять и «Яндекс.Такси». В ФАС уточнили “Ъ”, что за 2023 год туда поступило более 300 жалоб на сервис. Обращение в ФАС направила, например, депутат Госдумы Екатерина Стенякина, указывая на удорожание поездок в Ростове-на-Дону за год на 43%.

Регионы раздора
Руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус оценивает долю «Яндекс.Такси» в Москве в 96,3%. Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев говорит, что такую значительную долю сервису удалось занять за счет консолидации других игроков, включая Uber в РФ.

В регионах, уточнил Олег Абелев, ситуация различается и есть субъекты, где «Яндекс.Такси» занимает менее 30%. В Якутии, по словам местного таксиста Арсена Николаева, основная доля рынка у Drivee (прежнее название — inDrive): «Почти никто не пользуется другими приложениями». Сервис Drivee представлен и в других регионах, но, по словам главы Ассоциации работников такси Новосибирска Андрея Артюха, с ним, равно как и с сервисом «Максим», сотрудничают в основном водители, заблокированные в «Яндекс.Такси».

Владелец таксопарка на 90 машин в Краснодаре Александр Шапран в августе 2023 года обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ООО «Яндекс.Такси», требуя восстановления расторгнутого контракта и принятия новых условий оферты, исключающих дискриминацию перевозчиков. Истец жалуется на невыгодные тарифы и практику блокировок водителей без объяснения причин, говорит “Ъ” юрист Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Екатерина Бурнос. По данным ассоциации, «Яндекс.Такси» с 2017 года 95 раз в одностороннем порядке вносил изменения в условия договора с партнерами.

В Краснодарском крае «Яндекс.Такси» выступает единственным крупным игроком на рынке легковых пассажирских перевозок. Похожая ситуация в Ставропольском крае, где «Максим» и местные сервисы «Поехали» и «Пчелка» занимают в целом небольшую долю, говорят работающие в регионе водители. В Воронежской области с «Яндекс.Такси» конкурирует «Такси Тройка». В Иркутске Станислав Татарников называет основным игроком «Шесть двоек» с долей 60%.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова добавляет, что за последние два года число региональных служб заказа такси в России выросло с 430 до 520.

Мутные алгоритмы
Тем не менее доминирующее положение одного агрегатора негативно влияет на развитие рынка, подчеркивает директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин. По его словам, перевозчик, который не может сменить сервис, вынужден соглашаться с условиями, которые его «не вполне устраивают», и работа в такси «становится менее привлекательной». При «более явной конкуренции» таксисты могут выбирать сервисы по размеру комиссии, и сервисы снижают их в борьбе за водителей, считает операционный директор «ГТК-Холдинга» Орц Мадаев.

Директор Союза автомобильных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук уточняет, что не все жалобы водителей на «Яндекс.Такси» из-за размера комиссии правомерны: «Сборы оправданы, поскольку в ситуации "простоя" сервис выплачивает таксистам бонусы».

Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
Гендиректор ProPersonnel Татьяна Долякова: «На рынке такси у работодателя еще есть возможность выбора»
В ФАС заявили “Ъ”, что выступают за снижение комиссий и иных платежей, взимаемых «Яндекс.Такси» с перевозчиков «с текущих 28% до конкурентного уровня». Компания «не в полном объеме раскрывает и алгоритм ценообразования», отмечают в ФАС. В службе добавили, что уже направили «Яндекс.Такси» письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены. Но это, как и требование по снижению платы с перевозчиков, в полном объеме не исполнено, подчеркнули в ФАС.

В «Яндекс.Такси» заверили “Ъ”, что компания «постоянно ведет диалог с ФАС про ценообразование и условия блокировок в сервисе». С учетом замечаний службы сервис уже внедрил ряд изменений, утверждают там. В частности, агрегатор детализировал оферты: теперь пассажиры и водители получают предупреждения и уведомления об ограничениях со ссылкой на новые общедоступные правила. Также сервис отказался от практики бессрочных блокировок, а долгосрочные предусматривает только за «грубые нарушения».

Управляющий партнер Veta Илья Жарский поясняет, что взаимоотношения агрегаторов с таксопарками и пассажирами регулирует профильный ФЗ-580 об организации перевозок такси.

Но в случае конфликта с ФАС речь идет о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель направления антимонопольного комплаенса Kulik & Partners Law.Economics Елизавета Савина уточняет, что с сентября 2023 года на агрегаторы такси распространяется ст. 10.1 «Закона о защите конкуренции». Но с момента ее вступления в силу действовали мораторий на проверки IT-компаний, снятый только 28 марта 2024 года, и практика применения «в стадии становления», говорит она.

По мнению руководителя антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елены Кузнецовой, ФАС могла получить данные о доле «Яндекс.Такси», анализируя ранее заключаемые сделки. Но, чтобы установить доминирующее положение сервиса в период, когда, предположительно, антимонопольное законодательство нарушалось, должен быть проведен новый анализ, полагает она. Если признаки нарушений будут выявлены, в зависимости от их характера ФАС может вынести предупреждение и возбудить антимонопольное дело, говорит руководитель антимонопольных и регуляторных проектов Vegas Lex Анастасия Каюкова.

Наиболее суровым из возможных мер Илья Жарский называет оборотный штраф до 15% выручки на рынке, где совершено нарушение, в исключительных случаях речь может пойти о приостановке деятельности. В 2023 году выручка «Яндекса» в сегменте «райдтех», куда входит такси, выросла на 36%, до 165,8 млрд руб., сообщала компания.

Анастасия Каюкова считает маловероятным, что ФАС ограничится только словесными интервенциями в адрес «Яндекса». Елизавета Савина уверена, что результатом могут стать меры отраслевого саморегулирования, по аналогии с работой маркетплейсов. Ограничения дадут краткосрочный эффект, но затем приведут к снижению качества услуг, полагают участники рынка. Ирина Зарипова предупреждает, что ценовое регулирование может обострить дефицит перевозчиков.

В то же время Станислав Швагерус подчеркивает, что «в системах общественного транспорта любых государств традиционно не бывает много операторов». По словам Олега Абелева, в любом регионе, где есть «Яндекс.Такси», новым компаниям предстоит долго нести убытки, снижая комиссии. Источник “Ъ” среди альтернативных игроков поясняет, что у «Яндекса» «донором для такси были иные крупные прибыльные направления, а конкуренты на рынке такси работают в основном в одном сегменте, не располагая таким объемом средств».

Коммерсант

Подробнее…

02.05.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев оценил для Коммерсанта результаты работы Райффайзенбанка в I квартале

Рентабельное сокращение

Группа Raiffeisen продолжает зарабатывать в России
Российский бизнес Raiffeisen Bank International (RBI) сохраняет весомую долю в структуре доходов группы, а прибыль от работы в стране растет. Однако кредитный и депозитный портфели, а также объемы валютного бизнеса в РФ группа снижает. Несмотря на давление со стороны западных регуляторов и общественности, в RBI продолжают придерживаться «аккуратного подхода» к сокращению российского бизнеса.

Чистая прибыль Raiffeisen Bank International в России по итогам первого квартала достигла €326 млн, увеличившись на 8,2% год к году, свидетельствует отчетность группы, опубликованная 2 мая. Доля бизнеса в РФ в прибыли всей группы составила 45%. Рентабельность капитала RBI в РФ (ROE) составила 29,1%. Согласно отчетности по МСФО, рентабельность группы Сбербанка за тот же период составила 24,2%, группы ВТБ — 22,1%.

В России у группы остались банк, страховая, управляющая и лизинговая компании, а также спецдепозитарий и IT-компания, их финансовый результат в МСФО консолидирован. Ранее ЦБ опубликовал данные по 102-й форме банковской отчетности по РСБУ, согласно им, чистая прибыль Райффайзенбанка в первом квартале составила 32,5 млрд руб. (рост на 24%).

Рост прибыли RBI проходил на фоне сокращения активов в России на 21,9%, до €21,1 млрд, а портфеля кредитов — на 28,2%, до €5,8 млрд.

Еще быстрее снижались клиентские депозиты — на 30,9%, до €14,4 млрд. Чистый комиссионный доход российской части группы за год сократился на 58%, до €208 млн. Это произошло в основном из-за снижения объемов валютного бизнеса в результате повышения комиссионных за проведение операций.

В частности, в конце января Райффайзенбанк увеличил максимальный размер комиссии за переводы — с $300 или €300 до $1 тыс. или €1 тыс. В конце февраля банк также повысил комиссию за обслуживание счетов, если остаток превышает €5 тыс. (до 1%), в долларах без комиссии можно хранить до $10 тыс. (свыше — действует комиссия 0,5–1%).

326 миллионов евро составила чистая прибыль российского бизнеса Raiffeisen Bank International по итогам первого квартала 2024 года.

В то же время банк существенно сократил расходы на покрытие возможных убытков от обесценения активов. Объем резервирования упал в 12,7 раза, до €22 млн, в прошедшем квартале. Убыток от обесценения активов (на третьей стадии, куда входят просроченные кредиты) по России составил €43 млн.

В событиях после отчетной даты группа отметила уже ставшую известной информацию о том, что в апреле RBI получил запрос от ЕЦБ об ускорении сокращения бизнеса в России, которое проводит с февраля 2022 года.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление CEO RBI Йоханна Штробля, «реализация нового плана сворачивания бизнеса в РФ начнется в третьем квартале», а сейчас группа проводит «анализ дальнейших действий». Более четкое понимание в RBI обещают в ходе презентации отчетности за второй квартал.

По предварительным планам, к 2026 году кредитный портфель в РФ должен сократиться на 65% по отношению к третьему кварталу 2023 года, когда он оценивался в €6,3 млрд.

Группа уже не раз анонсировала предварительные сроки выделения российских активов, однако они постоянно сдвигались. Господин Штробль и в этот раз отметил, что RBI «аккуратно подходит» к этому процессу, не сокращает «бизнес в России очень быстро, пытаясь сохранить ценность актива, чтобы иметь возможность его продажи».

Как австрийская группа сокращает активы и доходы в стране
На результатах первого квартала продолжает сказываться статус Райффайзенбанка «как единственного крупного банка — проводника транзакций в недружественных валютах из России за рубеж и наоборот», отмечает начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев.

«Несмотря на то что банк активно препятствует открытию валютных счетов и формированию валютной позиции российскими клиентами в евро и долларах, выставляя высокие ставки или заградительные комиссии, тем не менее остаются безальтернативные варианты, когда банк является единственным платежным агентом»,— поясняет эксперт. Фактически монопольный статус, полагает господин Абелев, и стал причиной «неплохих результатов» по итогам первого квартала.

Коммерсант

Подробнее…

02.05.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев оценил для Forbes уровень обеспеченности аграриев спецтехникой

Прощание с деньгами: чем грозит сельхозпроизводителям повышение утильсбора


С каждым годом аграрии закупают все меньше новой техники, а цены на нее в 2021-2023 годах выросли на 15-30%. В 2024 году повышение утилизационного сбора для сельхозтехники официально не анонсировано, но сельхозпроизводители практически уверены, что оно произойдет, и заранее опасаются последствий. Если инициатива будет реализована, стоимость импортной техники прибавит порядка 30%, отечественная подорожает из-за отсутствия конкуренции, а на рынке образуется дефицит, опасаются эксперты, опрошенные Forbes
Никто официально не объявлял о намерениях повысить утилизационный сбор в 2024 году, но отраслевые ассоциации забили тревогу в феврале. Тогда когда Ассоциации аграриев Российской Федерации (Российский зерновой союз, Картофельный союз, Национальная мясная ассоциация, Руспродсоюз и другие), а также Ассоциация дилеров сельхозтехники «Асход» направили главе Минпромторга Денису Мантурову письмо (есть в распоряжении Forbes) с просьбой прислушаться к аграрному сообществу и не повышать утилизационный сбор на основные виды техники. Первым об этом написал «Коммерсантъ». 

Утилизационный сбор в отношении сельхозтехники изначально был введен в 2016 году, чтобы способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведенных в России. В 2023 году правительство увеличило утильсбор на сельхозтехнику. 
Тревожные слухи
Несмотря на заверения Минпромторга о том, что окончательное решение о повышении сбора не принято, напряжение среди дилеров и аграриев не спадает. Участники рынка располагают информацией о возможных параметрах такого увеличения. «Инициатива подразумевает повышение утильсбора в три, пять, а то и в 10 раз», — рассказывает председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов. Впервые параметры утильсбора были изменены в прошлом году, их пересмотрели в сторону повышения.
«Никакого официального предупреждения перед предыдущим повышением утильсбора не было и в прошлый раз, поэтому сейчас мы пытаемся сыграть на опережение и хотя бы донести свою позицию по этому вопросу, как-то повлиять на происходящее», — посетовал в беседе с Forbes представитель одного из дилеров сельхозтехники. 

«Минпромторг России внимательно следит за изменениями рынка сельскохозяйственной техники, в том числе по динамике импорта, — сказал Forbes представитель пресс-службы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. — В зависимости от дальнейшего изменения ситуации будут приниматься соответствующие решения. Обращаем внимание, что на данный момент никаких финальных решений в части индексации утильсбора на самоходную технику не принято».

«Вопрос индексации коэффициентов утилизационного сбора на сельхозтехнику обсуждался Минсельхозом России совместно с деловым сообществом, — добавляет представитель пресс-службы Минсельхоза. — В рамках этого обсуждения было выработано решение, что при подготовке Минпромторгом России такого проекта постановления будет организовано его обсуждение с деловым сообществом, но до настоящего времени проект постановления, предусматривающий внесение изменений, касающихся утильсбора, в адрес Минсельхоза России не поступал».
Ради родных тракторов
Участники рынка уверены, что повышение утильсбора, если таковое состоится, осуществляется с целью дать как можно больше преимуществ местным производителям техники, то есть эта мера ограничит конкуренцию и снизит возможности выбора для аграриев.

«Логика лоббирования ясна: отечественная техника получит еще больше места на рынке, будут убраны все конкуренты», — говорит независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. По его словам, получится своеобразная монополия, позволяющая производителям техники беспрепятственно повышать цены. Такая монополизация, по словам генерального директора сельхоздистрибьютора «Оптитэк» Татьяны Фадеевой, лишит аграриев выбора. 

Утильсбор призван поправить  экономику заводов, соглашается Алтынов из «Асход». «Многие отраслевые игроки негативно относятся к идее повышения утилизационного сбора, но производители техники видят в этом защиту рынка и выравнивание конкурентных условий, хотя предметных цифр, кроме суждений, не проводят», — рассуждает он. 

Российские производители сельхозтехники не согласны. «Изначально тему возможного повышения утилизационного сбора подняли импортеры сельхозтехники, которые зарабатывают на ее реализации и, кажется, не особо заинтересованы в развитии российского сельхозмашиностроения, — отмечает в беседе с Forbes представитель Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш». — Возможно, причиной такого беспокойства является вопрос прибыли». При этом «Росспецмаш» концептуально поддерживает повышение утилизационного сбора, но только на ту сельхозтехнику, аналоги которой производятся в России или Белоруссии. 

«Росагролизинг» внимательно следит за ситуацией, которая разворачивается вокруг инициативы по увеличению утилизационного сбора, — заверяет представитель компании. — Помимо декларируемых плюсов для протекции отечественного машиностроения, есть и риски, что сельское хозяйство для многих аграриев станет просто убыточным. В текущих условиях это может стать сильным ударом для отрасли в целом».
Отечественное или импортное? 
Защита интересов машиностроителей может дорого обойтись аграриям, у которых и так доходность снизилась до минимума. Рост цен на технику продолжается, констатирует Алтынов из «Асхода», причем отечественные машины дорожают ускоренными темпами. По данным «Росагролизинга», за период 2021-2023 годов импортный трактор мощностью 90-130 л. с. подорожал на 15%, а отечественный — на 33%, при этом объем российского производства в этом сегменте упал за тот же период на 66%. Импортные тракторы мощностью 280-340 л.с. за обозначенное время выросли в цене на 17%, тогда как российские — на 37% при сокращении своего производства на 86%. Всего техника, по информации «Росагролизинга», за 2022-2024 годы подорожала на 53,9%–63%. 

Совсем другие данные приводит Forbes «Росспецмаш»: за последние три года цены на отечественные сельхозмашины выросли только в рамках индекса цен производителей промышленной продукции (14,6% 2022 к 2021 году, 13,6% 2023 к 2022, 6,4% 2024 к 2023), который ежегодно утверждает правительство, а цены на сельхозтехнику иностранного производства за этот же период увеличились более чем в два раза.

С чем связано такое расхождение в оценках? «У всех своя база расчета, и у «Росагролизинга», на мой взгляд, она более полная по содержанию», — комментирует Алтынов из «Асхода». «Росспецмаш» практически не видит импортной техники, в отличие от «Росагролизинга», который отслеживает цены на нее на различных площадках, том же «Верум-Агро», — объясняет Forbes источник в отрасли. 
«Такой шаг [новое повышение утильсбора] скажется лишь на росте цен на импортную технику, — убежден представитель ассоциации «Росспецмаш». — И случится этот рост не одномоментно, ведь на сегодня склады дилеров затоварены импортной техникой, о чем игроки рынка сами и заявляют».
Ценные машины
После повышения утильсбора в 2023 году, по расчетам отраслевых организаций, приведенных в письме Мантурову, трактор мощностью 131-180 л. с. подорожал на 1,317 млн рублей, а трактор 281-340 л. с. — на 2,7 млн рублей. Если новое повышение произойдет в конфигурации, которой опасаются аграрии, то есть в пять раз, импортный трактор мощностью 340-380 л. с. подорожает на 4,6 млн рублей, если в 10 раз — на 10,4 млн рублей за единицу. Импортный зерноуборочный комбайн может подорожать на 4,5 млн и 10 млн рублей соответственно.

Много это или мало? Абсолютных цифр в письме нет. «Трактор мощностью 131-180 л. с. можно приобрести от 4 млн до 10 млн рублей (с НДС) в зависимости от дополнительных параметров и производителя», — следует из данных каталога «Верума-Агро».

«При повышении утильсбора в пять раз стоимость ряда позиций тракторной техники вырастет минимум на 30%», — подсчитал директор холдинга «Астера» (включает аграрные компании, производителей и дилеров сельскохозяйственной техники) Владимир Вертей. Например, на трактор ENSIGN YX2604-M (260 л. с.) цена по каталогу увеличится с 14,3 млн до 18,8 млн рублей, т. е. на 31,4%.
Практика показывает, что утильсбор сам по себе — повод для роста цен на всю технику, сетует Алтынов. «И хотя власти не хотят это признавать, цены и на отечественную технику поднимались вслед за удорожанием импортной, — добавляет независимый эксперт Корбут. — Собственно, индексация утильсбора как раз и позволит производителям беспрепятственно менять прайс». 

Все это приведет к тому, что аграрии будут переплачивать за и без того недешевую агротехнику, а ряд дилеров будут вынуждены прекратить работу в результате падения спроса, уверен Алтынов. «Нам надо поменять сам подход, вводить развивающие стимулы, соответствующие времени и задачам», — добавляет он.

Повышение утильсбора обязательно скажется на себестоимости агропродукции, уверен независимый эксперты Корбут. По расчетам «Росагролизинга», при повышении утилизационного сбора на технику в пять раз себестоимость аграрной продукции увеличится на 25%. «По данным нашего зерноводческого хозяйства, новые правила расчета увеличат амортизационные отчисления на 10%, а с ростом косвенных затрат на уплату банковских процентов за кредит на приобретение трактора или лизинговых платежей, а также неизбежным ростом стоимости запчастей и сервисных услуг при росте стоимости трактора, цена на пшеницу может вырасти до 5%», — комментирует Вертей.
Угроза дефицита
Даже если верны расчеты российских производителей сельхозтехники и цены на местную продукцию существенно не вырастут, аграриям все равно придется нарастить затраты, так как в России просто не производится необходимое им количество и ассортимент машин, говорят собеседники Forbes.
В целом состояние парка у аграриев крайне неоднородное, знает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев. «Сказать, что производители обеспечены всей необходимой отечественной техникой, от комбайнов до грузовиков, нельзя. Например, нет альтернативы специализированной уборочной технике, сеялкам, поливательным машинам», — говорит он. 

Увеличения поставок ожидать не приходится. «Выпуск отечественных машин, по оценкам «Росспецмаша», вырос в 2023-м на 8,2%, но только в денежном выражении (до 271,1 млрд рублей), — напоминает аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина. — А в физическом выражении наблюдается спад производства». 

«Объемы закупок будут в ближайшие годы только снижаться, а рост цен компенсирует производителям это сокращение», — полагает независимый эксперт Корбут. «Думаю, мы уходим в тренд нарастания дефицита, который едва сломили в 2020-2021 годах», — соглашается Алтынов из «Асхода».

В 2021 году, согласно данным Росстата, аграрии приобрели 8671 трактор (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины), в 2022 году — 8176, а в 2023-м — уже 7905 штук. Меньше закупили жаток, плугов, культиваторов, машин для посева, сокращение заметно по всем видам комбайнов. Рост демонстрируют только не производящиеся в России свеклоуборочные машины (без ботвоуборочных) — 157 штук в 2023 году против 118 штук в 2022-м.
Сузился рынок и именно отечественных машин, свидетельствуют данные Росстата. Если в 2022-м тракторов было закуплено 3038, то в 2023-м — уже 2945. Большая часть категорий техники просела, выросли лишь закупки валковых жаток, а также зерноуборочных (1430 штук в 2022-м и 1538 — в 2023-м) и кукурузоуборочных (10 штук в 2023-м против девяти годом ранее) комбайнов.

В некоторых сегментах рынка доля импорта минимальна, например это касается комбайнов. Отечественные зерноуборочные комбайны убирают более 70% хлеба в России, сообщают в «Росспецмаше», в отдельных регионах эта доля доходит до 90%. «В настоящее время значительная часть агротехники имеет отечественные аналоги или варианты из дружественных стран, — отмечает советник президента ГК «Прогресс Агро» Александр Кусакин. — Исключение составляют посевные агрегаты и сеялки точного высева». 

По оценкам «Росспецмаш», в целом доля российской техники на полях составляет 53,2% (минус 6,5 п. п. к уровню 2022 года). «Хотя, по данным Росстата, доля сельхозтехники отечественного производства среди всей новой приобретенной почти по всем категориям ниже даже этого показателя: тракторы (37%), дождевальные машины и установки (29%), жатки валковые (46%), картофелеуборочные комбайны (14%), кукурузоуборочные комбайны (25%). Максимальный показатель отмечается по зерноуборочным комбайнам — 55%», — подсчитала Каныгина.

Аграрии экономят. Коэффициент обновления техники по итогам 2023 года оказался ниже, чем в 2021-2022 годах, и составил 4.0. Списывать технику по износу также стали меньше, например тракторов в позапрошлом году вывели из парка в количестве 5302 штук, а в 2023-м — 4644.
«Уровень оснащенности парка российских сельхозпредприятий тракторами и комбайнами один из самых низких среди развитых стран и не превышает три единицы техники на 1000 га пашни», — подсчитала Фадеева. В настоящее время, по данным Минсельхоза, у аграриев в наличии находится более 430 000 тракторов, 206 000 сеялок и 170 000 культиваторов. «Уровень готовности техники в среднем составляет 95%», — отмечает представитель министерства.
Господдержка
Ответственные за отрасль ведомства пытаются сгладить ситуацию. «Минсельхоз России совместно АО «Росагролизинг» проводит комплексную работу, направленную на обеспечение доступности техмодернизации, — говорит представитель Росагролизинга. — Несмотря на значительный рост цен на технику, у аграриев имеется возможность приобретения ее на льготных условиях. Так, за 2022 год было на льготных условиях поставлено 12 700 единиц техники и оборудования, что на 25% больше, чем годом ранее. В 2023 году поставлено рекордное количество сельхозтехники — 15 000 единиц».  

Что подразумевается под льготными условиями? Государство субсидирует скидки, которые производители техники дают аграриям, кредиты на покупку техники по льготной ставке, для малого и среднего бизнеса работают программы льготного лизинга. Однако, по мнению опрошенных Forbes экспертов, эти меры не решают главных проблем — низкой доходности бизнеса и доступных цен на технику. Суммарные поставки с участием программ «Росагролизинга» и Россельхозбанка составили за три года по тракторам 39%, по зернокомбайнам 48% от всех закупок. «Объемы кредитования аграриев растут, но явно не соответствуют росту цен на технику», — констатирует эксперт Корбут. 

За два года цены на некоторые виды техники выросли на 30-50%, господдержка этот рост не покрывает, констатирует представитель практики управленческого консалтинга группы «Деловой профиль».  
Могут быть приняты и новые меры: в Госдуме обсуждается предложение распространить действующую пока только для аграриев Дальнего Востока и новых российских территорий (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации»* России на Украине (Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов)) субсидию в 15% на приобретение сельхозтехники на всю территорию России — в том числе потому, что объемы закупки новых машин снижаются. «Покупать со скидкой приятнее, но рост цен эта субсидия не покрывает», — отмечает Алтынов. В любом случае пока бюджетные ассигнования на разработку новых мер поддержки не предусмотрены, отмечает представитель Минсельхоза. 

Forbes

Подробнее…