Фундаментальный анализ | обучение АО «РИКОМ-ТРАСТ»
Инвестиционная компания
«РИКОМ-ТРАСТ»
Позвонить

Фундаментальный анализ

Большинство инвесторов на рынке стремятся найти недооцененные акции и компании, у которых есть перспективы развития. Для оценки положения эмитента используется фундаментальный анализ.

Фундаментальный анализ включает в себя совокупность различных методов изучения финансового состояния предприятия, а также его положения среди конкурентов, угрозы и возможности развития.

Какие методы используются в фундаментальном анализе

Если инвестор хочет понять, стоит ли ему покупать акции конкретной компании, то в первую очередь пошагово изучается финансовая отчетность.

  1. Проводится горизонтальный и вертикальный анализ баланса, чтобы понять динамику и структуру отдельных статей. Это помогает увидеть рост или падение важных показателей, а также их влияние на финансовое положение: чем большую долю занимает статья в разделе, тем она важнее.
  2. Проводится анализ отчета о прибылях и убытках (или отчета о финансовых результатах по РСБУ), который показывает динамику прибыли предприятия.
  3. Отчет о движении денежных средств показывает, куда предприятие инвестирует свободные деньги.
  4. Если нужна более подробная информация по отдельным статьям, то изучается пояснительная записка. Например, если уровень долгосрочных обязательств резко вырос, то нужно узнать за счет чего. В пояснительной записке обычно указываются все выпуски облигаций или другие займы.

Помимо анализа отчетности в рамках фундаментального анализа могут рассчитываться коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, вероятность банкротства и другие важные показатели.

На их основе можно оценить финансовое состояние компании и сравнить его с нормативными значениями.

Следующим шагом следует оценка рыночных мультипликаторов. Это различные коэффициенты, которые рассчитываются с учетом стоимости акций на рынке и через них можно сравнить компании между собой.

К таким мультипликаторам относятся:

  1. P/E – это отношение капитализации к чистой прибыли.
  2. P/S – это отношение капитализации к выручке.
  3. P/BV – это отношение капитализации к активам.
  4. EPS – это сколько прибыли приносит одна акция.

Помимо этих коэффициентов могут рассчитываться и другие, которые ориентируются не на показатели прибыли из отчетности, а высчитываются более сложным путем:

  1. EV/EBITDA – это отношение стоимости предприятия к прибыли без амортизации и налогов.
  2. Долг//EBITDA – измеряет, за сколько лет компания расплатится с долгами, если не брать в расчет налоги и амортизацию.

Как использовать фундаментальный анализ при оценке компаний

  1. Такое анализ стоит применять к компаниям из одной сферы. Если инвестор выбирает, какие акции из металлургии купить, то анализ покажет ему самую недооцененную компанию. Но при сравнении с предприятиями из других отраслей информация может быть неверной и не объективной.

Например, при сравнении IT-компании и предприятия из реального сектора показатели будут сильно отличаться, поскольку разные ресурсы используются (сырье, материалы, запасы), разная рентабельность будет и разная конкурентная среда.

  1. После выбора отрасли, стоит сначала сравнить компании по мультипликаторам и отбросить самые закредитованные и проблемные активы.
  2. Затем следует изучить отчетность нескольких компаний и понять есть ли у них перспективы дальнейшего развития.

При этом, не стоит опираться только на один коэффициент. Многие начинающие инвесторы допускают серьезную ошибку, сравнивая только переоцененность и приобретая недооцененные акции. Это совершенно не значит, что переоцененная компания не будет расти и дальше. И не гарантирует, что недооцененная компания «выстрелит» в ближайшие несколько лет.

Все зависит от положения компании, ее проектов, грамотного управления. Поэтому часто переоцененные компании продолжают расти и пользуются популярностью у инвесторов, а недооцененные, наоборот, идут к банкротству.

Таким образом, фундаментальный анализ позволяет сделать первичный отбор акций по четким критериям, но окончательное решение о покупке принимается инвестором после изучения специфики, проектов и особенностей управления компанией.