Комментарий начальника аналитического отдела Олега Абелева ИА "Комсомольская Правда" | публикации в СМИ АО «РИКОМ-ТРАСТ»
Инвестиционная компания
«РИКОМ-ТРАСТ»
Позвонить

Комментарий начальника аналитического отдела Олега Абелева ИА "Комсомольская Правда"

Другие публикации в СМИ

19.04.2024

Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг

Национальное рейтинговое агентство (НРА) подтвердило рейтинг надежности и качества услуг инвестиционной компании «РИКОМ-Траст» по национальной шкале инвестиционных компаний на уровне «A|ru.iv|», прогноз «Стабильный».
Агентство отметило продолжительный 30-летний опыт успешной работы компании, наличие стабильной и опытной профессиональной команды.
НРА позитивно оценивает кратный рост числа клиентов и лояльность клиентской базы. Многие клиенты работают с РИКОМ-ТРАСТ более 10 лет, а средний срок сотрудничества составляет 3 года.
Подчеркивается адекватная оценка уровня корпоративного управления. НРА дает сильные оценки и по ряду других приоритетных показателей. Отмечается высокая достаточность балансового капитала для покрытия убытков маржинального кредитования клиентов и доли ключевого бизнеса в рамках диверсификации по направлениям деятельности (этот показатель составляет 73%, что является усредненным значением в рамках 3 лет).
Это уже не первая высокая оценка надежности и качества услуг компании. «РИКОМ-Траст» третий год подряд успешно проходит подтверждение рейтинга со стороны независимого рейтингового агентства.
– Высокий уровень надежности и индивидуальный подход является главным приоритетом для «РИКОМ-Траст». За 30 лет работы нами накоплен большой опыт по работе с широчайшей базой финансовых инструментов – мы помогаем клиентам организовать работу не только с классическими продуктами, но и консультируем по вопросам налогообложения, по выходу на новые рынки. Поэтому одним из факторов роста нашей клиентской базы являются рекомендации существующих клиентов. Несмотря на динамичное развитие, компания сохраняет финансовую устойчивость и высокую диверсификацию доходов по разным рынкам, направлениям бизнеса и территориям присутствия, – рассказала председатель совета директоров «РИКОМ-Траст» Татьяна Черныш.
«РИКОМ-Траст» успешно адаптировался к новым внешним условиям и расширил перечень актуальных продуктов и сервисов. Компания помогает эмитентам выйти на рынок капитала, предлагает услуги индивидуального инвестиционного консультирования, автоследование, классические брокерские услуги, консультирование по управлению рисками. В планах – выход на международный фондовый рынок, расширение линейки продуктов доверительного управления.

Finversia

Подробнее…

14.01.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев оценил для Российской газеты вероятность повторения топливного кризиса

Может ли в 2024 году повториться топливный кризис прошлой осени

Рост цен на топливо прошлой осенью оказался хорошо подзабыт на фоне яичного кризиса. Причины подорожания разобраны, решения приняты, стоимость бензина и дизельного топлива (ДТ) упала. Но остается вопрос, могут ли топливные цены опять пойти в разнос на фоне каких-нибудь внешних факторов. Например, сильного подорожания нефти.

 По данным Росстата, за первые полторы недели нового года, средние розничные цены на бензин выросли на 26 копеек, а на ДТ - на 10 копеек. Но это повышение было ожидаемо. В начале каждого года увеличиваются акцизы на топливо, что, естественно, отражается на ценах.

В минэнерго, комментируя первую в этом году статистику Росстата, отметили, что внутренний рынок топлива полностью обеспечен предложением. На 9 января товарные запасы автомобильного бензина составляли 2 млн тонн, а ДТ - 3,9 млн тонн. Предпосылок для роста цен выше инфляции нет, однако в отдельные периоды возможны незначительные отклонения от нее, обусловленные особенностями рыночного ценообразования на моторное топливо в России, уточнили в ведомстве.

На бирже в первые две недели этого года также сложилась благоприятная ситуация. Котировки находятся на приемлемом уровне для закупок топлива автозаправочными станциями, который позволяет им работать с прибылью, а не "в ноль" или тем более в убыток, как было осенью 2023 года.

В 2023 году рост биржевых, а вслед за ними и розничных цен на топливо произошло из-за резкого сокращения выплат нефтяным компаниям по демпферу (компенсаций из бюджета за поставки на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Здесь важно, что государство не просто платило компаниям из бюджета, а возвращало им часть собранных налогов за согласие оставить на внутреннем рынке нужные объемы топлива по ценам, рост которых не превышает инфляцию. То есть демпфер оплачивался нефтяниками. Выплаты в сентябре были снижены в два раза, а объявлено было об этом еще весной 2023 года. В результате цены начали расти с начала лета, достигнув максимума в августе и сентябре.

Потолок цен на нефть спровоцировал осенний топливный кризис
Выплаты уже в октябре вернули на прежний уровень, вроде достигнут статус-кво, но фискальные условия с началом нового года запланировано меняются. Для производителей бензина и ДТ вырастают акцизы, демпфер считается от более высокой внутренней (индикативной - назначаемой государством средней цены), а налоги для нефтяных компаний повысились. Другое дело, что есть уровень инфляции, на который цены могут подняться.

По мнению аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, вероятность повторения топливного кризиса крайне мала. В августе-сентябре 2023 года невероятным образом совпало множество негативных для рынка факторов: попытка снижения демпферных выплат, стремительное ослабление рубля, сезон ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), активность серого экспорта, рост мировых цен на нефть, окончание сезона высокого спроса и т.д. Сейчас внутренний рынок защищен работой демпферного механизма, курс рубля стабилизировался, серый экспорт ограничен заградительными пошлинами, а ремонт НПЗ планируется проводить вне сезона высокого спроса или хотя бы не одновременно. Иначе говоря, предпосылок повторения кризиса крайне мало. При этом мы допускаем, что правительство попробует еще раз видоизменить демпферный механизм, чтобы сократить расходы бюджета, однако в таком сценарии мы ожидаем появление другого стабилизирующего механизма. Например, это может быть квотирование экспорта или появление новых экспортных пошлин. Другой опцией является компенсация расходов на демпфер повышением других налогов в нефтяной отрасли.
С точки зрения портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, в прошлом году цены начали расти еще с лета, на ожиданиях отмены демпфера как раз, плюс был ряд перепродавцов, которые использовали разницу (двукратную) между внутренними и экспортными ценами, увеличивая тем самым спрос на внутреннем рынке для последующей перепродажи на экспорт. После этого, в числе прочих мер по стабилизации был введен запрет для таких перепродавцов, плюс вернули демпфер. Так что при прочих равных ситуация повториться не должна.
Если цены на нефть на внешних рынках будут расти, то даже в этом случае вероятность повторения топливного кризиса ниже, чем в 2023 году, считает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст", к.э.н. Олег Абелев. Причина топливного кризиса прошлого года в слишком большом спреде между внутренним ценами на нефтепродукты в России и внешними. Если удастся этот спред удержать в стабильном состоянии, то кризиса удастся избежать. Задача в том, чтобы не допустить роста внутренних цен выше, чем цены на внешнем рынке на нефть и нефтепродукты.
Наиболее пессимистично высказался директор департамента корпоративных финансов "ИВА Партнерс" Артем Тузов. Он считает, что без изменения законодательства повторение кризиса неизбежно. Поскольку основная причина кризиса - высокие цены на топливо за пределами России, в сочетании с попытками снизить нагрузку на бюджет (демпфер).

Российская газета

Подробнее…

09.01.2024

Начальник аналитического отдела Олег Абелев для Российской газеты — о прецеденте с выход Анголы из ОПЕК

Продолжит ли ОПЕК+ регулировать мировой рынок нефти в 2024 году

В прошлом году страны ОПЕК+ сумели удержать цены на нефть на приемлемом для себя уровне - выше 70 долларов за баррель. Но последняя министерская встреча альянса и выход из сделки Анголы заставили многих говорить о том, что соглашение о сокращении добычи нефти исчерпало себя.

Прошлый развал сделки ОПЕК+ весной 2020 года обвалил цены до 20 долларов за баррель. Едва ли лидеры альянса - Россия и Саудовская Аравия хотят повторения событий четырехлетней давности. И они постараются не допустить такого сценария, считают опрошенные "Российской газетой" эксперты.

Выход Анголы из ОПЕК поставил под угрозу существование альянса в том, виде как он существует сейчас, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст", к.э.н. Олег Абелев. Это прецедент. С учетом того, что многим странам альянса необходимо чтобы цена на нефть не спускалась ниже определенного уровня. Для России цена на нефть марки Brent не должна быть ниже 85 долл. за баррель на горизонте года. А для Саудовской Аравии не ниже 100 долл. за баррель.

Резкое повышение нефтяных котировок путем сокращения добычи возможно, но это "открывает дорогу" многим сланцевым производителям нефти в США, которые будут пользоваться высокими ценами и составят конкуренцию нефти из Ближнего Востока и России на мировых рынках, считает эксперт. Вряд ли альянс развалится, но его участники, которые добывают небольшую долю и имеют небольшие квоты в ОПЕК+, могут последовать примеру Анголы. Это может стать важным фактором изменения ценовой политике на нефтяном рынке.

По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, ОПЕК+ еще не приступали к активным действиям на рынке. Альянс предпринимает шаги по стабилизации баланса спроса и предложения при ценах нефти ниже 75-80 долларов, бюджет Саудовской Аравии по различным публичным оценкам "сходится" как раз на этом уровне, а королевство - это 30% добычи ОПЕК.

Последнее заседание не прошло гладко (пришлось переносить), плюс Ангола заявила о выходе, отмечает эксперт. Ее добыча 1,1 миллиона баррелей в сутки (б/с), что не очень материально. Но после "демарша" Анголы, остальные африканские страны участницы ОПЕК (в частности Нигерия - крупнейшая страна по добыче в Африке) заявили, что останутся в организации. Плюс, в декабре Бразилия выразила готовность примкнуть к ОПЕК (а это добыча в 3,5 миллиона б/с).

С точки зрения генерального директора "УК Спутник - Управление капиталом" Александра Лосева, соглашение ОПЕК+ останется главным стабилизирующим фактором для рынка. Рост стоимости нефти также может усилить сохраняющаяся военно-политическая напряженность на Ближнем Востоке и ожидание смягчения денежно-кредитной политики ФРС США в 2024 году. И лишь резкое замедление мировой экономики, и возможный глобальный финансовый или экономический кризис способны прервать нефтяной суперцикл третьего десятилетия XXI века, считает эксперт.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, костяк сделки - крупнейшие производители нефти - будет продолжать действовать сообща, поскольку неконтролируемая добыча моментально обрушит цену на нефть, что не будет выгодно никому.

По его мнению, перспективы развития мировой экономики на 2024 год умеренно позитивные. Ожидается рост мирового ВВП чуть меньший, чем 2023 году. На этом фоне пока не стоит ждать обрушения цен на нефть ниже 70 долларов за баррель. Но если вдруг наступит сценарий прихода рецессии, а значит и более низких объемов потребления топлива, то избытки нефти будут негативно влиять на цену. Чтобы скорректировать это, странам ОПЕК+, видимо, придется опять слегка закрутить свои нефтяные краны, что должно будет выровнять цены.

У нас умеренно оптимистичный взгляд на динамику цен на нефть на 2024 год. В базовом сценарии мы ожидаем, что в следующем году нефть марки Brent будет оставаться в диапазоне 80-90 долларов за баррель, говорит эксперт.

По словам Лосева, нефтяные котировки останутся в 2024 году в диапазоне 80-100 долларов за баррель. Несмотря на рецессию в ЕС и замедление темпов роста экономик Китая потребление нефти растет, а предложение сдерживается решением ОПЕК+ и дефицитом инвестиций прошлых лет. К тому же весь 2023 год дефицит предложения нефти, составлявший от 300 тысяч баррелей до 1,5 миллиона баррелей в сутки, восполнялся из резервов и хранилищ, которые придется вновь заполнять.

Схожее мнение высказал директор департамента корпоративных финансов "ИВА Партнерс" Артем Тузов. Учитывая напряженность на Аравийском полуострове, цены на нефть могут существенно вырасти. Впрочем, Западные страны не оставляют попыток обрушить цену на нефть. Так что, борьба за цену на нефть будет жесткой, считает он.

Российская газета

Подробнее…